Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
17 марта 2022
Комментарии к Закону от 09.03.2022 N 48-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — «Закон»).
Анализ данного Закона рассчитан на уже опытных пользователей. Комментарии по первому, второму и третьему этапам амнистии капиталов приведены соответственно: https://www.l-b.ru/presscenter/news/3055, https://www.l-b.ru/analitica/consultation/amnistiya_stage_2 и https://www.l-b.ru/analitica/consultation/third_stage_of_amnesty.
Стоимость подачи специальной декларации и других сопутствующих услуг можно посмотреть здесь
Для получения гарантий необходимо соблюдение следующих условий
Сведения, указанные в Специальных декларациях и в прилагаемых к ним документам, не могут быть использованы в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и (или) налоговом правонарушении.
В отношении Декларанта или лица, указание о котором есть в Специальной декларации, не может быть осуществлено взыскание налога в случае его неуплаты или неполной уплаты в результате:
Как и в рамках третьего этапа амнистии, предусмотрено, что взыскание налога не производится, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2022 года.
Дополнительно отметим, что согласно Законопроекту о первом пакете мер налоговой поддержки в отношении КИК предоставляется:
При этом аналогично третьему этапу амнистии освобождение не будет распространяться на уплату НДФЛ с прибыли КИК.
По нашему мнению, обязанность по уплате налога по итогам 2021 года не может возникнуть до окончания налогового периода (то есть не может возникнуть до 1 января 2022 года). Обязанность по уплате налога должна быть исполнена с 01.01.2022 г. по 15.07.2022 г.
Таким образом, сама сумма налога за 2021 год должна быть уплачена и не подпадает под амнистию.
Это также соответствует тому, что деяние по неуплате налога за 2021 год возникает с 16.07.2022 года, а значит условие предоставления гарантий по деяниям, совершенным до 01.01.2022 года не распространяется на налогообложение в частности НДФЛ по итогам 2021 года.
Однако аналогично третьему этапу амнистии освобождение не будет распространяться на уплату НДФЛ с прибыли КИК.
Как и при третьем этапе амнистии предусмотрено освобождение от ответственности по статьям КоАП 14.1, 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25. Освобождение предусмотрено по дату подачи Специальной декларации (как и при третьем этапе).
Как и при третьем этапе предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по деяниям, совершенным до 01.01.2022 года (предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ).
Специальная декларация представляется на бумажном носителе лично в любой налоговый орган по выбору декларанта, в том числе в центральный аппарат Федеральной налоговой службы по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, при этом Специальная декларация, отправленная по почте, не будет принята налоговым органом.
Настоящий этап амнистии является ответом на санкции против Российской Федерации и преследуют следующие цели: возврат средств резидентов РФ, перевод активов с иностранных структур на фактических владельцев — резидентов РФ, сохранение собственности резидентов РФ от возможных изъятий и заморозок, в том числе пополнение российской финансовой системы валютными запасами.
В связи с тем, что зарубежная недвижимость резидентов РФ не может быть амнистирована в силу принципов международного права, когда правом недвижимого имущество является право страны нахождения, то резиденты РФ вправе амнистировать только движимое имущество, включая финансовые активы.
Не смотря на то, что Закон не содержит определения «финансовый актив», по смыслу содержания формы Специальной декларации (Лист В) под «финансовыми активами» понимаются: ценные бумаги, производные финансовые инструменты, права требования из договора страхования, иные активы, являющиеся предметом договора между декларантом и организацией финансового рынка, предусматривающего оказание финансовых услуг.
Ввиду широкого толкования термина «финансовые активы» считаем важным обратиться за определением «цифровые финансовые активы» (Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» от 31.07.2020 N 259-ФЗ), где цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
По нашему мнению, цифровыми финансовыми активами может быть признана и криптовалюта, которую также можно декларировать. При этом не до конца ясно, каким образом подтвердить зачисление всей суммы криптовалюты на счета банков и организаций финансового рынка РФ. Это условие может поставить под сомнение реалистичность амнистии по криптовалюте.
Ещё один неоднозначный момент: те, кто активно проводит операции с криптовалютой, должны учитывать дальнейшие последствия ввиду отсутствия порядка налогообложения операций с криптовалютой. Рекомендуется подождать с амнистией криптовалют до момента определения соответствующего порядка.
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.