Если в вашей компании прошла выездная налоговая проверка (ВНП), то после получения справки об окончании проверки в течение двух месяцев налоговая представит акт по ее результатам. Если же инспектор при проведении камеральной проверки декларации (КНП) установил нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее окончания также составляется акт по ее результатам.
Важность обжалования актов налоговых проверок
По своей сути акт по результатам налоговой проверки это только претензии налоговых органов к вашей организации, которые могут превратиться в реальные доначисления по налогам, если не удастся «отбиться» до вынесения решения по результатам проверки. Поэтому важно своевременно начать обжалование акта налоговой проверки.
Обжалование акта налоговой проверки как для выездной, так и для камеральной проверок имеет схожую процедуру. Наши услуги мы подразделяем на следующие этапы:
1. Подготовка возражений на акт налоговой проверки
Этот этап является самым важным, так как необходимо сформировать обоснованную позицию по доводам инспекторов. Эта позиция будет использоваться на всех последующих этапах, включая апелляцию и судебное разбирательство.
Первичный анализ акта для оценки перспектив и определения стоимости услуг мы проводим бесплатно. При желании вы можете скрыть в документе «чувствительную» информацию для вашего бизнеса. Отправить акт>>
На этом этапе мы действуем следующим образом:
- Анализируем акт налоговой проверки — детально изучаем содержание акта, выявляем слабые и спорные моменты в позиции налогового органа. Работаем оперативно, чтобы уложиться в срок обжалования на акт камеральной налоговой проверки или ВНП.
- Разрабатываем стратегию оспаривания — определяем тактику защиты, подбираем доказательную базу, учитывая специфику вашего бизнеса и юридические нюансы
- Составляем акт возражений — готовим детализированные возражения с обоснованием каждой спорной позиции, приводим ссылки на законодательство и судебную практику
- Сопровождаем клиента в ИФНС для рассмотрения результатов налоговой проверки — представляем интересы клиента на слушаниях, объясняем и защищаем наши возражения
- Изучаем основания для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля — оцениваем целесообразность и законность дополнительных проверочных мероприятий, назначаемых налоговым органом
- Сопровождаем процедуры дополнительных мероприятий налогового контроля — контролируем процесс проведения дополнительных проверок, защищаем интересы клиента
- Сопровождаем клиента в ИФНС для рассмотрения итоговых результатов налоговой проверки — готовим и представляем аргументы на итоговом слушании
- Анализируем решение на предмет возможного дальнейшего оспаривания — оцениваем перспективы дальнейшего обжалования решения налогового органа (выездной или камеральной налоговой проверки), подготавливаем рекомендации
2. Апелляционная жалоба в управление ФНС
Апелляционная жалоба подается в управление ФНС по региону через территориальный налоговый орган. Часто после подачи апелляционной жалобы дело разрешается в пользу налогоплательщика, так как налоговые органы могут допускать ошибки в трактовке законодательства.
На данном этапе мы:
- Усиливаем позицию по спорным вопросам с учетом доводов ИФНС — анализируем полученные ответы и замечания налогового органа, корректируем нашу позицию для максимальной защиты интересов клиента
- Составляем апелляционную жалобу в управление ФНС — готовим детализированный и обоснованный документ, приводим дополнительные аргументы и доказательства
- Контролируем процессуальные процедуры — обеспечиваем соблюдение всех сроков и формальностей, контролируем рассмотрение жалобы
Если после рассмотрения апелляционной жалобы в Управлении ФНС не достигнут желаемый результат, то у налогоплательщика есть право обжаловать решение налоговой в суде.
Необходимо учитывать, что Решение после его рассмотрения в Управлении ФНС вступает в силу и у налогоплательщика возникает необходимость в уплате налогов, штрафов и пени.
3. Судебный процесс (налоговый арбитраж)
Право на подачу заявления в суд сохраняется в течение трех месяцев с даты получения решения вышестоящего налогового органа по вашей жалобе.
На этом этапе наши юристы совместно с налоговыми консультантами:
- Анализируют возможность наложения обеспечительных мер на налогоплательщика — оценивают риски и принимают меры для их минимизации
- Подают в арбитражный суд заявление о признании решения недействительным — готовят и подают исковое заявление, представляя интересы клиента в суде
- Осуществляют судебное представительство по спору об оспаривании решения налогового органа — ведут дело в суде, представляют доказательства и аргументы, защищают права и интересы клиента на всех стадиях судебного процесса.
Недавние проекты
«Расходы на маркетинговые услуги»
Краткое описание ситуации.
По мнению налогового органа, Общество неправомерно включило в состав затрат суммы расходов в размере 7 893 065 руб. и неправомерно применило вычет по НДС в размере 1 420 750 руб. Основание для спора стал факт приобретения Обществом маркетинговых услуг на протяжении нескольких лет.
Основаниям для доначислений стал тот факт, что:
- представленные акты выполненных услуг не содержат конкретной информации о комплексе произведенных услуг;
- представленные отчеты об оказании услуг не содержат достаточную информацию на основании которой можно сделать выводы для подтверждения оказанных услуг;
- отчеты не детализированы и не содержат данных о фактически выполненных работах (оказанных услугах), их объеме и характере, сроках выполнения и результатах проведенных работ;
- отчеты носят общий характер в каждом месяце в них остается неизменным перечень оказанных услуг, который полностью идентичен перечню услуг, содержащемуся в приложении к договору;
- данные о формировании цены и определению стоимости отсутствуют.
Доводы Общества по выявленному нарушению.
Общество указало, что налоговым органом ситуация не была проанализирована в полной мере. Помимо актов и счетов-фактур Исполнитель в подтверждение оказания маркетинговых услуг предоставил отчеты, необходимые для оценки бизнеса Общества, по каждому этапу, в виде сводных аналитических таблиц и в виде презентаций с аналитическими данными. Отчет и презентация Исполнителем были направлены в электронном виде. В период проведения проверки налоговым инспекторам, несмотря на конфиденциальность информации, данные отчеты и таблицы были представлены.
Налоговым органом ошибочно сделан вывод, что представленные отчеты не содержат достаточную информацию о комплексе произведенных услуг. Отчеты состоят из таблиц и диаграмм, отражающих тенденцию изменения спроса на продукцию Общества, информацию о конкурентах Общества и положение Общества на рынке. Также в отчетах представлена информация, являющаяся результатом работ по изучению и анализу внешней среды Общества, оценка дана в следующих категориях:
- размеры рынка (в деньгах и в штука по каждому сегменту рынка)
- доли основных участников рынка (доли торговых марок)
- характеристики сегментов
- основные тренды, происходящие в ценовых сегментах каждой категории
- тенденции развития в каналах дистрибуции
Отчеты, предоставляемые Исполнителем необходимы для повышения эффективности деятельности Общества.
Данные отчеты применяются для:
- изучения и анализа текущего состояния рынка, оценки перспектив его развития, потенциального спроса на продукцию торговой марки для определения возможности расширения доли рынка на территории Российской Федерации
- сценарного планирования — определения вариантов будущего развития фирмы и для подготовки стратегических решений
- формирования бюджета Общества на будущие периоды на основании принятой стратегии развития компании.
Принятая в Обществе система стратегического менеджмента, в основе которой находится анализ, изучение и эффективное использование аналитических отчетов Исполнителя, находится на достаточно высоком уровне, что обусловило успешное развитие компании за последние 3 года, увеличение объемов продаж, расширение доли рынка и увеличение прибыльности бизнеса в целом, что подтверждалось бухгалтерской отчетностью Общества.
Результат
По результатам поданных возражений на Акт выездной налоговой проверки Инспекция после попытки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (которые были не законы) Инспекция вынесла Решение в пользу Общества, отказавшись от всех претензий и признав позицию Общества правомерной.
В результате проведенных действий Акт по налоговой проверки отменен полностью и было составлено Решение об отказе привлечения налогоплательщика к ответственности.
Общая сумма, оспоренная у налоговой инспекции, составила около 4 млн. руб. (с учетом штрафов, пени).
«Получение необоснованной налоговой выгоды при работе с недобросовестным контрагентом»
Краткое описание ситуации.
Согласно Акту проверки налоговым органом предалось взыскать с Общества налог на прибыль и НДС в общей сумме 3 989 567,00 руб.
Не оспаривая факта совершения Обществом реальных хозяйственных операций, имевших характер длительных хозяйственных связей с поставщиком товаров налоговый орган, тем не менее, признал экономически не оправданными расходы по приобретению товара у данного поставщика со ссылкой на недостоверность первичных документов, подтверждающих эти операции, кроме того, было оказано в вычете НДС.
Основанием для признания затрат неправомерными и отказа в вычете НДС стал тот факт, что документы (договор, товарная накладная, счет-фактура), представленные Обществом в подтверждение взаимоотношений с контрагентом не могут считаться первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, так как оформлены с нарушением законодательства, а, следовательно, не могут служить как основание в целях получения налоговой выгоды. По мнению налогового органа сведения, указанные в представленных документах недостоверны и не могут быть учтены в целях налогообложения, т.к. не обусловлены разумными экономическими и иными причинами.
Указанный вывод делается налоговым органом на основании следующей информации:
- Контрагент имеет признаки «фирмы-однодневки»
- Первичные документы на поставку товара подписаны неустановленным лицом (генеральный директор не явился на допрос)
-
Общество не проявило должной степени осмотрительности и осторожности, и не обосновало выбор контрагента. В обоснование своего вывода налоговый орган приводил информацию, полученную в ходе мероприятий налогового контроля с целью подтверждения взаимоотношений Общества с контрагентом, о том что:
- количество сотрудников составило — 1 человек, не обладающий определенными квалификационными знаниями, позволяющими составить сопутствующую документацию, проводить финансовый анализ организации
- согласно банковской выписки, отсутствуют обороты с организацией, которая задекларировала ввоз товара
- контрагент осуществлял денежные переводы на счета организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок»
- контрагент не осуществлял расходы, характерные организациям, осуществляющим реальную предпринимательскую деятельность, а именно: аренда, коммунальные услуги, приобретение канцелярских товаров
Доводы Общества по выявленному нарушению
На этапе составлению возражений на акт налоговой проверки Обществом были приведены доказательства:
- Реальности совершения финансово-хозяйственных операций по сделке с контрагентом: а именно, товар был реально принят на склад Общества, своевременно оплачен и, в дальнейшем, реализован по договорам поставки
- Получения экономической выгоды от сделки с контрагентами в виде получения прибыли, что является безусловным основанием для признания наличия в действиях Общества разумной деловой цели и полученной им налоговой выгоды обоснованной.
- Уплаты с полученной прибыли соответствующих налогов в бюджет в установленный законодательством срок.
- Проявления должной осмотрительности перед началом работы с контрагентом.
Результат
На этапе оспаривания акта налоговой проверки Общество уменьшило сумму доначислений до 300 000 руб., вместо 3,5 млн. После подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС было вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности.
«Учет пресс-форм»
Краткое описание ситуации
По результатам проведенной выездной налоговой проверки Инспекция установила нарушения Обществом законодательства о налогах и сборах и постановила уплатить штраф в размере 267 774 руб., пени в размере 77 201 руб., недоимку в размере 1 713 500 руб.
Обществом была разработана технология мониторинга. Затраты по данному объекту учитывались на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В рамках данной разработки Обществом были приобретены пресс-формы, для создания Комплекса мониторинга. Данные пресс-формы также учитывались на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После ввода Комплекса в эксплуатацию все затраты по данному комплексу были отнесены на счет 04 «Нематериальные активы». В последующем данные затраты относились в расходы через начисление амортизации.
Проверяющими был обнаружен факт учета пресс-форм не на счете 01 «Основные средства», а на счете 04 «Нематериальные активы» и сделан вывод о неправомерном начислении амортизации по всему нематериальному активу. Соответственно, признано не правомерным отнесение к расходам, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, амортизацию всего нематериального актива.
В качестве нарушения нормативных актов, Инспекция указало нарушение п.3 Положения по учету нематериальных активов (ПБУ 14/2007 «Учет не материальных активов) в части комплекта пресс-форм. Поскольку объект имеет материально-вещественную форму, обладает определенными качественными характеристиками и имеет количественные показатели пресс-формы должны учитываться на счете 01 «Основные средства».
Доводы Общества по выявленному нарушению
Общество не согласилось с выводом проверяющих о доначислении налога на прибыль ввиду того, что выявленное нарушение норм бухгалтерского учета не повлекло последствий для налогового учета. Также срок амортизации Нематериального актива — технологии мониторинга и срок амортизации пресс-форм, в качестве основного средства, полностью совпадают.
Общество доказало, что проверяющими не были оспорены методы начисления амортизации, соответственно амортизация Комплекса рассчитана правомерно.
Также, Общество указало, что начисление амортизации пресс-форм в качестве объекта НМА (а не основных средств) не повлекло потери бюджета.
Результат
По результатам поданных возражений на Акт выездной налоговой проверки Инспекция указала на не обоснованность доводов Общества — составлено Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Не согласившись с доводами Инспекции Общество обратилось в Управление ФНС по г. Москве с Апелляционной жалобой на Решение Инспекции.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС по г. Москве согласилось с доводами Общества. В результате Решение о привлечении к ответственности отменено полностью.
Общая сумма, оспоренная у налоговой инспекции, составила: 2 058 475 руб.