05.10.2026
С 1 января 2026 года изменились правила признания внешнеэкономических сделок контролируемыми для целей трансфертного ценообразования.
Для российских компаний, работающих с ОАЭ, это особенно важно: несмотря на исключение ОАЭ из перечня офшорных зон Минфина, сделки с эмиратскими компаниями по-прежнему могут подпадать под ТЦО.
Причина — новый критерий статьи 105.14 НК РФ: контролируемыми могут признаваться сделки с лицами из государств, где ставка налога на прибыль составляет 15% или ниже.
В ОАЭ стандартная ставка Corporate Tax составляет 9%, а для отдельных доходов компаний Free Zone может применяться ставка 0%.
Когда возникает обязанность по ТЦО
Для внешнеэкономических сделок применяется лимит:
Более 120 млн рублей за календарный год с одним контрагентом
Если российская и эмиратская компании взаимозависимы, при превышении этого лимита сделка признается контролируемой.
С 2026 года риск возникает и при работе с независимой компанией из ОАЭ. Поскольку ставка налога на прибыль в ОАЭ составляет 9%, такие сделки также могут подпадать под правила контролируемых сделок при превышении 120 млн рублей.
Поэтому подход «контрагент независимый — ТЦО не применяется» для ОАЭ с 2026 года не применяется.
Что важно для компаний Free Zone
Статус Free Zone сам по себе не является отдельным основанием для признания сделки контролируемой, однако увеличивает налоговый риск.
Если эмиратская компания применяет ставку 0%, особенно важно подтвердить:
- наличие сотрудников и офиса;
- фактически выполняемые функции;
- принимаемые риски;
- участие руководства в принятии решений;
- экономическое обоснование прибыли, остающейся в ОАЭ.
Если компания фактически выполняет ограниченные функции, а на нее приходится значительная прибыль, налоговые органы могут поставить под сомнение рыночность примененных цен.
Уведомление и документация
По контролируемым сделкам 2026 года уведомление необходимо подать не позднее 20 мая 2027 года.
ТЦО-документацию по общему правилу необходимо быть готовым представить по требованию ФНС. Поэтому при приближении к лимиту 120 млн рублей рекомендуется заранее провести анализ рыночности цен и подготовить функциональный анализ сторон.
Что рекомендуется сделать
- проверить взаимозависимость сторон;
- рассчитать совокупный объем операций с каждым контрагентом;
- определить налоговый статус компании в ОАЭ;
- проверить наличие реальной деятельности и экономического присутствия;
- при превышении 120 млн рублей оценить обязанность по уведомлению и подготовить ТЦО-документацию.
Вывод
С 2026 года исключение ОАЭ из перечня офшорных зон не устраняет риск применения правил ТЦО.
Поскольку стандартная ставка Corporate Tax в ОАЭ составляет 9%, при сделках свыше 120 млн рублей в год с одним контрагентом российской компании необходимо отдельно проверить, возникает ли обязанность по контролируемым сделкам — в том числе если стороны формально не являются взаимозависимыми.
Руководитель департамента бухгалтерского обслуживания, практикующий налоговый консультант.