Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
6 апреля 2016
Законом о деофшоризации признается Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 376-ФЗ (далее — Закон), которым вносятся поправки в первую и вторую часть Налогового Кодекса в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.
Закон вступил в силу с 01.01.2015 г. и предусматривает переходный период до 01.01.2017 г., в течение которого действуют некоторые послабления.
Принятие данного документа является способом налогового контроля за компаниями, которые не являются налоговыми резидентами РФ, однако фактически контролируются налогоплательщиками РФ. На прибыль иностранных компаний, в том числе не осуществляющих выплату дивидендов, вводится налог: НДФЛ для физических лиц и налог на прибыль для юридических лиц.
Контролируемой иностранной компанией признается (п. 1, 2 ст. 25.13 НК):
Физическое либо юридическое лицо признается контролирующим, если доля его участия (п. 3 ст. 25.13 НК):
Также лицо может быть признано контролирующим, если оно не отвечает перечисленным признакам, но осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. При этом осуществление контроля признается оказание или возможность оказывать определяющие влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения полученной прибыли после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в ней.
Налоговые уведомления обязаны предоставить (п. 1 ст. 25.14 НК):
Уведомление об участии и уведомление о контролируемых иностранных компаний представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту жительства по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).
Уведомление о контролируемой иностранной компании представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК).
Уведомление об участии предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации. Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК). Законом от 06.04.2015 N 85-ФЗ изменен срок подачи уведомлений об участии в иностранных организациях. Уведомление о доли участия в иностранных организациях представляется не позднее 15 июня 2015 г.
Формы указанных уведомлений, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.
Законом предусмотрено право не предоставлять повторное уведомление, если после представления уведомления об участии основания для его представления не изменились.
Налогоплательщик вправе представить уточненные уведомления.
При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.
В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой контролируемой иностранной компании/иностранной компании, сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.
После прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.
Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, можно сделать вывод, что налогоплательщикам следует на регулярной основе вести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил, изложенных в главе 3.4 НК.
Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль контролируемой иностранной компании рассчитывается в соответствии со ст. 309.1 НК, в которой раскрываются особенности формирования прибыли контролируемой иностранной компании (п. 1 ст. 25.15 НК).
Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании (п. 3 ст. 25.15 НК).
Определение налоговой базы по налогу на прибыль иностранной компании по новым правилам необходимо впервые осуществить за 2015 г. Декларация с налоговой базой, сформированной по новым правилам, будет подаваться в 2016 году.
Следует обратить внимание, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается по соответствующему налогу, только в том случае, если ее величина составила (п. 7 ст. 25.15 НК):
Определение суммы прибыли осуществляется (ст. 309.1 НК):
1. либо с учетом особенностей налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, если:
a) отчетность контролируемой иностранной компании подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и
b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется Соглашение об избежание двойного налогообложения (СоИДН);
2. либо в соответствии с правилами главы 25 НК РФ, если:
a) отчетность контролируемой иностранной компании не подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и
b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым не заключен СоИДН.
При определении прибыли контролируемой иностранной компании, учитываются доходы (пп. 4, 5 ст. 309.1 НК):
На основании абз. 2 п. 1 ст. 25.15 НК прибыль может быть уменьшена на сумму выплаченных дивидендов из этой прибыли (с особенностями).
Ставка налога на прибыль контролируемой иностранной компании составит 13% для физического, 20% — для юридического лица (п. 1 ст. 224, п. 1.6 ст. 284 НК).
Законом предусмотрена возможность переноса убытка на будущие периоды без ограничения по срокам, при условии предоставления контролирующим лицом уведомления о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток (п. 7 ст. 309.1 НК).
Также установлено право зачесть налог, уплаченный в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) РФ в отношении прибыли контролируемой иностранной компании.
С 2018 года за неуплату/неполную уплату, контролирующим лицом, налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (ст. 129.5 НК).
Также за 2015 — 2017 года за указанное правонарушение не наступает и уголовная ответственность, при условии, что ущерб, от преступления, возмещен в полном объеме.
Законом предусмотрены условия, при которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (достаточно выполнения одного) (п. 7 ст. 25.13 НК):
Вводит понятие налогового резидента РФ. Согласно п. 1 ст. 246.2 НК существует два основания, когда иностранная организация признается налоговым резидентом РФ:
Местом фактического управления иностранной организацией признается РФ при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (п. 2 ст. 246.2 НК):
В случаях когда, коммерческая деятельность иностранной компании осуществляется с использованием собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) постоянного ее местонахождения, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, свидетельствует о том, что фактическое управление такой компании осуществляется за пределами РФ (п. 4 ст. 246.2 НК). При этом данная организация обязана представить документальное подтверждение выполнения указанных условий. Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то она не признается контролируемой иностранной компанией.
Приводим итоговую таблицу по штрафным санкциям в случае несоблюдения контролирующим лицом (физические и юридические лица) Закона о деофшоризации.
Номер статьи | Описание | Размер штрафа |
П.1.1 ст. 126 НК РФ | Непредставление налоговому органу декларации контролирующего лица, финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями. | 100 000 рублей |
Ст. 129.5 НК РФ | Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. | 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 рублей |
П. 1 ст. 129.6 НК РФ | Неправомерное непредставление уведомления о контролируемой иностранной организации / содержащего недостоверные сведения | 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения |
П. 2 ст. 129.6 НК РФ | Неправомерное непредставление уведомления об участии/ содержащего недостоверные сведения | 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения |
По нашему мнению, положения рассматриваемого Закона в большей степени направлено на деофшоризацию крупных и холдинговых компаний и лиц их контролируемых, а не на иностранные компании, сдающие нулевой баланс или имеющие незначительную прибыль.
Чтобы избежать контролирующими лицами необходимости соблюдения Закона о деофшоризации, можно снизить долю их участия резидента РФ в иностранной компании до 9% (при условии, что иные участники, не являются налоговыми резидентами РФ). Такая возможность существует из-за наличия в законодательстве ограничений в части доли участия в уставном капитале иностранной компании.
Либо осуществить ликвидацию компании, если компания создана «на всякий случай» или не используется в силу каких-то обстоятельств. При ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции контролирующее лицо полностью освобождается от налогов на имущество (за исключением денежных средств), которое поступает в Россию в результате ликвидации иностранной компании. Причем право на ликвидацию без рисков сохраняется до 2017 г., поскольку согласно нормам Закона иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2017 г.
Еще одним вариантом, позволяющим избежать соблюдение Закона о деофшоризации, является уход иностранной компании от российского резидентства, например, путем перевода органа управления из РФ на территорию иностранного государства и пр.
Тем не менее, остается открытым вопрос каким образом налоговые органы получат от внешних источников информацию о наличии контролируемой иностранной компании у контролирующего лица, если последний не проводит банковские операции между личными счетами в РФ и иностранными счетами, по которым проходил доход, получаемый от прочих иностранных компаний, и, если он не сообщал об открытых счетах заграницей. Причем следует учитывать тот факт, что на практике в большинстве случаев процесс обмена информацией между компетентными органами иностранных государств и налоговыми органами РФ не отработан.
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.