Какие партии подлежат обязательному аудиту?
Политические партии и их региональные отделения подлежат обязательному аудиту в следующих случаях (ст. 35 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ):
- Политическая партия в отчетный период получила государственное финансирование
- Общая сумма пожертвований по данным сводного финансового отчета в отчетный период превысила 60 млн. руб.
- Общая сумма расходов в отчетный период по данным сводного финансового отчета превысила 60 млн. руб.
Когда необходимо проводить аудит партии?
Аудит должен быть проведен в течение трех календарных лет с даты завершения отчетного периода, таким образом, т.е. аудит за 2022 год должен быть завершен до 31.12.2025.
Какая ответственность за нарушение требований об обязательном аудите политической партией?
Ответственность за нарушение требований об обязательном аудите партий установлена в ст. 5.68 КоАП:
- Не проведение обязательного аудита партии: для должностного лица — штраф от 50 до 100 тыс. руб., для партии — штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб.
- Нарушение срока проведения аудита (три года после завершения отчетного периода): для должностного лица — штраф от 20 до 40 тыс. руб., для партии — штраф от 200 до 400 тыс. руб.
- Нарушение срока представления экземпляра аудиторского заключения: для должностного лица — штраф от 20 до 25 тыс. руб. или предупреждение, для партии — от 50 до 100 тыс. руб.
Срок давности привлечения к ответственности по ст. 5.68 КоАП — три года.
Результат наших услуг по проведению аудита
По итогам оказания аудиторских услуг нами выпускаются следующие аудиторские заключения:
- АЗ по бухгалтерской отчетности политической партии
- АЗ по бухгалтерской отчетности каждого регионального отделения и иного структурного подразделения
- АЗ по сведениям о поступлении и расходовании средств за 1,2,3,4 квартал отчетного периода каждого регионального отделения
- АЗ в отношении сводного финансового отчета
Также мы формируем отчет по итогам проверки.
Состав отчёта:
- Описание замечаний
- Нормативное обоснование замечаний
- Выводы о влиянии нарушений на достоверность отчетности (если актуально)
- Подробные рекомендации по исправлению нарушений (если исправление возможно), рекомендации по минимизации налоговых последствий, порядок устранения недостатков системы внутреннего контроля
Стоимость
Стоимость услуг по проведению политической партии определяется индивидуально исходя из объемов и сложности деятельности вашей организации.
Почему мы?
- Продуктивно работаем с парламентскими и непарламентскими партиями
- Стояли у истоков формирования практики и методологий проверки политических партий
- По спорным моментам имеем официальные разъяснения ЦИК РФ и аудиторского СРО ААС «Содружество», т.е. нами накоплена аудиторская практика и наработана профессиональная экспертиза
- Имеем опыт общения с ЦИК РФ и избирательными комиссиями субъектов
- Успешно прошли внешний контроль качества деятельности со стороны аудиторского СРО ААС «Содружество» конкретно в отношении проведения аудита политических партий
- Учитываем необходимость раскрытия персональных данных в сводном финансовом отчёте политических партий
Особенности обязательного аудита политических партий при первичном его проведении
Политические партии, которые обязаны проводить обязательный аудит впервые сталкиваются с трудностями, изложенными в данной ситуации. Данные трудности связаны с оперативным переходом с упрощенных способов учета на обычные.
Политические партии, не подлежащие обязательному аудиту, могут использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые предусматривают следующие послабления:
- Применять ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 в упрощенном виде: включать в первоначальную стоимость ОС только затраты на их приобретение, не обесценивать ОС
- С 2024 г. затраты на НМА сразу списывать в расходы или применять ФСБУ 14/2022 в упрощенном виде: включать в первоначальную стоимость НМА только затраты на их приобретение, не обесценивать НМА
- Не создавать резерв на оплату отпусков
- Не обесценивать запасы
- Учитывать любую аренду как краткосрочную, если в договоре не предусмотрен выкуп и субаренда
- Исправлять любые ошибки в бухучете как несущественные
- Составлять упрощенную отчетность, в которой предусмотрены укрупненные показатели строк бухгалтерского баланса и отчета о целевом расходовании средств
- Многое другое.
Упрощенные способы учета уменьшают трудозатраты бухгалтерии по ведению бухгалтерского учета.
Если политическая партия в отчетном периоде впервые попала под обязательный аудит, то упрощенные способы учета она уже не праве применять в этом отчетном периоде. При этом условия для проведения обязательного аудита сформулированы в законе таким образом, что политическая партия, никогда ранее не проводившая обязательный аудит, фактически узнает о необходимости его проведения постфактум, когда отчетный период уже идет и хозяйственные операции отражаются в упрощенном порядке.
В таком случае политической партии необходимо оперативно отреагировать на данное обстоятельство и «вернуться» в начало года и скорректировать необходимые хозяйственные операции с начала календарного года с учетом общих требований РСБУ.
Если лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета, оперативно не отреагируют на факт проведения обязательного аудита политической партии, то данное обстоятельство приведет к большому количеству модификаций в аудиторских заключениях либо необходимости подготовки и пересдаче исправленных комплектов бухгалтерской отчетности. На аудиторской практике подготовка исправленных комплектов бухгалтерской отчетности приводит к увеличению трудозатрат аудитора и временным потерям при реализации проверки, как следствие, к объективному увеличению стоимости аудиторских услуг.