Старший партнер компании Legal Bridge.
Практикующий налоговый консультант, аудитор.
Руководитель департамента финансового консалтинга.
Тел. +7 (495) 287-73-94
v.kryuchkov@legal-bridge.ru
Комплекс услуг по анализу налоговых рисков, возникающих в РФ при планируемом экспорте или импорте товаров Компанией (группой юридических лиц, связанных с бизнесом Заказчика в РФ) на или от КИК (контролируемой иностранной компании по смыслу ст. 25.13 НК РФ) в иностранной юрисдикции, которое подконтрольно самой Компании и/или бенефициарам Компании.
Часть действий при проведении анализа одинакова как для импорта, так и для экспорта, но в некоторых моментах есть существенные отличия.
Импорт в РФ
- Проведение «функционального анализа», учитывающего фактические обстоятельства ведения бизнеса с учетом плановых изменений по вводу нового иностранного поставщика (данный анализ фактически стал обязательным в рамках Закона).
- Определение необходимого объема информации и документов для прохождения проверки контролируемых сделок налоговым органом. Включая документы и информацию по новому иностранному поставщику. Разработка рекомендаций по составу информации и документов.
- Моделирование потенциальных доначислений со стороны налогового органа в рамках нового порядка расчета с использованием медианного значения.
- Тестирование текущей цепочки закупки на предмет того, приведет ли переход Компанией на новую схему закупки к налоговым рискам в предшествующих налоговых периодах до такого перехода.
- В случае если будет изменяться цена закупки товаров после перехода на контролируемого поставщика, рекомендуется оценить влияние данного изменения на налоговые риски как до, так и после такого перехода. Возможные варианты:
- если старая цена от текущего поставщика будет ниже, чем новая цена от контролируемого поставщика, необходимо оценить пояснения Компании, объясняющие целесообразность таких изменений;
- если старая цена от текущего поставщика будет выше, чем новая цена от контролируемого поставщика, рекомендуется оценить налоговые риски претензий в завышении цены по прошлым налоговым периодам.
При проведении анализа мы учитываем не только частные требования налогового законодательства РФ в области ТЦО, но и рассматриваем требования налогового законодательства РФ в комплексе. В том числе налоговые последствия в части предоставления в налоговый орган РФ финансовой отчетности КИК.
- Анализ фактически сложившихся процессов движения документов и информации для определения реальной вовлеченности сотрудников Компании и поставщика, а также для разграничения зон ответственности указанных сотрудников (в том числе в связи с наличием рисков наличия штрафов в области валютного законодательства). Процессы анализируются в рамках:
- заказа конкретных партий товаров;
- согласования цены;
- логистики (включая контроль перехода грузов между несколькими перевозчиками);
- согласования конкретных условий договоров, включая момент перехода рисков и права собственности;
- выставления претензий как в адрес поставщика, так и в адрес транспортной компании;
- выполнения обязательств по гарантийному обслуживанию / замене товара;
- страхования в процессе перевозки товара.
- Моделирование вопросов налоговых органов по существу процесса взаимодействия сотрудников Компании с новым поставщиком, в том числе на основе опыта взаимодействия со старым поставщиком. Моделирование осуществляется с учетом практики допросов и в том числе с учетом Письма ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. Следственным Комитетом России, ФНС России).
- Оценка достаточности признаков центра управления нового поставщика в стране регистрации или иной стране за пределами РФ. Определение минимально необходимого уровня присутствия нового поставщика за пределами РФ.
- Выявление признаков принятия решений на уровне Компании по вопросам, не относящимся формально к уровню самой Компании, но влияющим на деятельность поставщика.
В рамках комплексного анализа мы определяем термин «Поставщик» как нового планируемого поставщика, так и текущих поставщиков в рамках действующей цепочки поставок. Необходимость данного подхода к этому понятию обусловлена тем, что в рамках ст.54.1 НК РФ и ст. 246.2 НК РФ налоговым органом могут анализироваться фактические процессы в Компании в рамках взаимодействия не только с новым поставщиком, но и по поставкам от текущих поставщиков (с учетом давности налоговой проверки три года).
Экспорт из РФ
- Проведение «функционального анализа», учитывающего фактические обстоятельства ведения бизнеса с учетом плановых изменений по вводу нового иностранного поставщика (данный анализ фактически стал обязательным в рамках Закона).
- Определение необходимого объема информации и документов для прохождения проверки контролируемых сделок налоговым органом. Включая документы и информацию по новому иностранному покупателю. Разработка рекомендаций по составу информации и документов.
- Моделирование потенциальных доначислений со стороны налогового органа в рамках нового порядка расчета с использованием медианного значения.
- Тестирование текущей цепочки поставки на предмет того, приведет ли переход Компанией на новую схему к налоговым рискам в предшествующих налоговых периодах до такого перехода.
- Анализ практики применения СИДН между РФ и страной регистрации КИК (например, Китай или Казахстан) по налогу у источника при выплате процентов, роялти и дивидендов.
- Анализ фактически сложившихся процессов движения документов и информации для определения реальной вовлеченности сотрудников Компании и КИК, а также для разграничения зон ответственности указанных сотрудников. Процессы анализируются в рамках:
- поставки конкретных партий товаров;
- согласования цены;
- логистики (включая контроль перехода грузов между несколькими перевозчиками);
- согласования конкретных условий договоров, включая момент перехода рисков и права собственности;
- выставления претензий как в адрес покупателя, так и в адрес транспортной компании;
- страхования в процессе перевозки товара.
- Моделирование вопросов налоговых органов по существу процесса взаимодействия сотрудников Компании с новым покупателем, в том числе на основе опыта взаимодействия с предшествующими покупателями. Моделирование осуществляется с учетом практики допросов и в том числе с учетом Письма ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. Следственным Комитетом России, ФНС России).
- Оценка достаточности признаков центра управления КИК в стране регистрации или иной стране за пределами РФ. Определение минимально необходимого уровня присутствия КИК за пределами РФ.
- Выявление признаков принятия решений на уровне Компании по вопросам, не относящимся формально к уровню самой Компании, но влияющим на деятельность КИК.
При проведении анализа мы учитываем не только частные требования налогового законодательства РФ в области ТЦО, но и рассматриваем требования налогового законодательства РФ в комплексе. В том числе налоговые последствия в части предоставления в налоговый орган РФ финансовой отчетности КИК.
- Определение достаточности финансовой отчетности КИК для целей сдачи ежегодного уведомления о КИК бенефициарами Компании по месту своего налогового учета в РФ.
- Прогнозирование налоговых корректировок финансовой отчетности в целях применения ст.309.1 НК РФ.
- Определение возможности зачета налога на прибыль в стране регистрации КИК в счет уплаты НДФЛ с нераспределенной прибыли КИК, если освобождение от НДФЛ по признаку «активной деятельности» будет сложным.
- Анализ рисков, производных из потенциального раскрытия в налоговом органе РФ финансовой отчетности КИК.
В рамках комплексного анализа мы определяем термин «Покупатель» как нового планируемого покупателя за рубежом, так и текущих покупателей в рамках действующей цепочки поставок. Необходимость данного подхода к этому понятию обусловлена тем, что в рамках ст.54.1 НК РФ и ст. 246.2 НК РФ налоговым органом могут анализироваться фактические процессы в Компании в рамках взаимодействия не только с новым покупателем, но и по продажам текущим/предшествующим покупателям (с учетом давности налоговой проверки три года).
При комплексном анализе (как импорта, так экспорта) мы учитываем следующую нормативно-правовую основу и соответствующую правоприменительную практику
- Требования налогового законодательства РФ в области ТЦО с учетом Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон, включающий изменения по ТЦО).
- Ст.246.2 НК РФ (признание иностранной компании налоговым резидентом РФ по факту эффективного управления иностранной компанией с территории РФ).
- Ст.54.1 НК РФ (деловая цель и необоснованная налоговая выгода).
- Признаки осуществления контроля над иностранной компанией со стороны лиц, формально не являющихся бенефициарами, но являющихся налоговыми резидентами РФ (включая юридическое лицо Компании в РФ), в целях признания КИК (п.7 ст. 25.13 НК РФ).
- Доказательство факта так называемой активной деятельности в целях избежания налогообложения НДФЛ у контролирующих лиц — бенефициаров.
- Налоговые корректировки (ст. 309.1 НК РФ).