1 января 2015 года вступили в силу изменения в законодательство ЕС по вопросам взимания НДС (VAT) при осуществлении электронной коммерции. Согласно нововведениям, налог взимается не по месту нахождения продавца, как было ранее, а по месту покупателя.
Российским IT-компаниям, непосредственно разрабатывающим ПО, в том числе, и для европейского рынка, придется столкнуться с необходимостью рассчитывать и уплачивать налог в отношении каждого своего покупателя. Все это приведет к значительным расходам со стороны разработчиков.
Компания Legal Bridge поможет вам оптимизировать все основные налоги и расходы, возникающие в связи с продажей ПО, как на территории Европы, так и в других регионах.
Наша работа строится с учетом следующих аспектов:
- С 1 января 2015 г. компания Google берет на себя обязательства по расчету, взиманию и перечислению НДС в отношении приложений, пользователи которых осуществляют покупку с территории ЕС. (Указанная информация, размещенная на официальном сайте Google — https://support.google.com/googleplay/android-developer/answer/138000)
- При добавлении рекламного контента в ПО, возникает обязанность по уплате НДС на рекламу по месту нахождения плательщика (в отношении стран ЕС). Средняя ставка НДС по ЕС составляет 23 %. Возможна оптимизация указанного налога.
Наши специалисты помогут вам найти подходящее решение для организации вашей деятельности:
- Подберут для вас оптимальную юрисдикцию для работы с крупными игроками — такими, как Google, Apple, Microsoft.
- Окажут содействие в регистрации компании на территории выбранной юрисдикции.
- Разработают финансово-юридическую схему деятельности, где будут выявлены основные статьи Ваших расходов, налоговые риски в связи с деятельностью на территории каждого региона, предложены варианты оптимизации ваших затрат и увеличения прибыли, а также возможность расширить вашу деятельность по схожим направлениям (выход на более крупный «рынок», сотрудничество с иными провайдерами и т.д.).
- Разработают пользовательские соглашения (в русской или англо-русской версиях с учетом действующего законодательства РФ), заключаемые как с физ. лицами, так и с компаниями.
- При необходимости, окажут содействие в общении с Admob и иными операторами, подберут для вас наиболее подходящий способ монетизации.
Наша команда специалистов обладает широкими знаниями в IT сфере, глубоким понимаем принципов работы на таких крупных площадках, как Google Play и AppleStore, имеет опыт взаимодействия с представителями указанных компаний.
Законодательство Европейского Союза в области электронной коммерции
Законодательство Европейского Союза различает понятия услуг, оказываемых электронных путем (electronicallysuppliedservices), и электронной коммерции (e-commerce)
Услуги, оказываемые электронным путем (electronically supplied services).
К указанным услугам следует относить услуги, оказываемые посредством использования сети «Интернет», которые носят под собой автоматизированный характер (требуют минимального человеческого участия), неразрывно связаны с информационными технологиями.
Директива Совета 2006/112/EC от 28 ноября 2006 года об общей системе налога на добавленную стоимость к указанным услугам относит:
- Поставку «цифровых товаров», в том числе, программного обеспечения или дополнений/изменений к указанному ПО. К «цифровым товарам» («digitised products») следует относить ПО, медиа-контент, видео-контент, изображения, электронные книги и т.д. То есть товары, используемые непосредственно с помощью цифровых устройств.
- Услуги по созданию веб-сайтов или веб-страниц в сети.
- Услуги, которые автоматически генерируются компьютером через Интернет в ответ на ввод определенной комбинации данных пользователем.
- Услуги по продаже веб-хостинга; по хранению электронных данных (аренда серверов).
- Услуги по доступу или загрузке ПО (в том числе ПО по бухгалтерскому сопровождению, антивирусному ПО, ПО для блокировки баннерных объявлений, ПО для взаимодействия с периферийным оборудованием); обновление указанного ПО и другие услуги.
1 января 2015 года вступили в силу изменения в Директиву Совета 2006/112/EC, в части налогообложения услуг по телекоммуникации, радиовещанию, а также услуг, оказываемых электронным путем.
В соответствии с указанными изменениями, налог на добавленную стоимость начисляется не по месту нахождения продавца, как это было ранее, а по месту нахождения покупателя. Продавец, в этом случае, обязан самостоятельно начислять, взимать и уплачивать налог в бюджет страны покупателя.
В этом случае следует различать характер услуг, оказываемых электронных путем.
Если речь идет о продаже мобильных приложений, приложений/игр через социальные сети, применению подлежит следующий порядок: крупные платформы, как Google Play, AppStore, Facebook, берут на себя обязательства по начислению, взиманию и уплате налога в бюджет стран, по месту нахождения покупателей приложений. Разработчик ПО самостоятельно не несет никаких обязательств перед странами ЕС по месту нахождения покупателей, все налоги за него сначала взимают, а затем и перечисляют в бюджет стран сами платформы.
Если разработчик (дистрибьютор) самостоятельно оказывает данный вид услуг (например, продает ПО или определенный контент через свой интернет-сайт), он обязан самостоятельно взимать и уплачивать налог в бюджет стран ЕС по месту нахождения покупателей.
Существует два вариант уплаты налога в этом случае:
- Регистрироваться в качестве налогоплательщика в каждой стране ЕС, в которой может находиться покупатель, и перечислять самостоятельно в бюджет каждой страны соответствующую сумму налога.
- Зарегистрироваться в системе VAT MOSS (VAT Mini One Stop Shop).
Система VAT MOSS создана для того, чтобы упростить процедуру уплаты налога в виду вступивших в силу изменений. Порядок действий выглядит следующим образом:
- однократная регистрация в системе путем подачи электронного заявления на официальном сайте налоговой службы одной из стран ЕС (заявление может быть подано в налоговую службу любой страны ЕС по выбору заявителя);
- получение идентификационного номера плательщика НДС в ЕС (VAT identification number) в формате EUxxxyyyyyz;
- ежеквартальная подача отчетов в налоговую службу с указанием суммы налога по каждой группе покупателей (критерий по странам);
- оплата указанной суммы, по результатам которой налоговая служба самостоятельно переначисляет налог в налоговую службу каждой страны ЕС, по месту нахождения покупателя.
Существует два применимых порядка регистрации в указанной системе:
- Union VAT MOSS — в отношении компаний, зарегистрированных на территории ЕС;
- Non-Union VAT MOSS — в отношении компаний, зарегистрированных за пределами ЕС.
При регистрации в качестве плательщика посредством использования порядка Non-Union VAT MOSS, обязательным является соблюдение всех следующий условий:
- компания должна быть зарегистрирована за пределами ЕС;
- компания не должна иметь филиала или представительства на территории ЕС;
- покупатели «цифровых товаров», должны находиться на территории ЕС.
Ставка НДС в странах ЕС варьируется от 17 % до 25 %.
Электронная коммерция (e-commerce).
Ко второй категории — к электронной коммерции, следует относить осуществление бизнес-процессов посредством использования компьютерных технологий и сети «Интернет».
Электронная коммерция может быть выражена в следующих формах:
- электронный обмен информацией;
- электронное движение капитала;
- электронная торговля;
- электронные деньги;
- электронный маркетинг;
- электронный банкинг;
- электронные страховые услуги.
Порядок налогообложения в каждом случае различен. Например, при осуществлении электронной торговли — продаже товаров через интернет-магазин (речь идет в этом случае именно о «физических» товарах, к которым не относятся «цифровые товары»), налог может взиматься:
- по месту нахождения товара;
- по месту сборки товара;
- по месту отправления груза и т.д.
Указанные продажи могут рассматриваться, как поставка товаров, как продажа товаров между странами ЕС, как импорт или экспорт товаров. Отдельному изучению подлежит каждый конкретный случай.
Осуществляя электронную коммерцию в странах ЕС, следует учитывать положения многих иных законодательных актов ЕС (помимо ранее указанной Директивы Совета 2006/112/EC от 28 ноября 2006 года):
- Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2000/31/ЕС от 08.06.2000г. о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции);
- Директиву 2007/64/EC Европейского Парламента и Совета от 13 ноября 2007 года о платёжных услугах на внутреннем рынке, вносящую поправки в Директивы 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/EC и 2006/48/EC, а также аннулирующую Директиву 97/5/EC;
- Директиву Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/83/EC от 25 октября 2011 г.о правах потребителей, изменяющую Директиву 93/13/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и отменяющую Директиву 85/577/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и иные правовые акты.
Особенности процесса регистрации разработчика в Google Play, AppStore и Windows Store
Google Play
Процесс регистрации довольно прост. Регистрируется разработчик (не важно, юридическое или физическое лицо), предоставляет официальные данные, адрес и банковский счёт. Верификация в 99% не производится, но данные должны быть верные «под страхом бана». Регистрация занимает обычно до 24 часов. Необходимо оплатить взнос: около 25 $ (единовременно).
Windows Store
При регистрации выбирается пункт «регистрироваться, как юридическое лицо». Вводятся данные о компании. Требуется обязательно номер телефона из страны регистрации компании (если компания-продавец, например, в Сингапуре, то и номер телефона должен быть сингапурский). Верификация не производится. Занимает процесс несколько рабочих дней. Скорее всего, придется оплатить взнос: около 20 $.
AppStore
Процесс регистрации относительно сложен. В первую очередь необходимо разместить информацию о компании-разработчике в компании-посреднике D&B и получить DUNS-номер. D&B работает посредственно и зарегистрировать компанию с первого раза довольно проблематично. Срок регистрации редко бывает меньше месяца. Взнос компании разработчика: 99 $/год.