Консультации по редомициляции, помощь в регистрации международной компании (МК) и в получении статуса международной холдинговой компании (МХК) в специальных административных районах — территория острова Русский (Приморский край) или острова Октябрьский (Калининградская область).
Российская часть – регистрация международной компании в САР – только вершина айсберга. Основные вопросы при редомициляции чаще всего возникают в иностранных юрисдикциях.
Мы наработали многолетний опыт взаимодействия с зарубежными агентами: редомицилировали компании из BVI на Сейшельские и Маршальские острова, из Белиза на Сейшельские острова, их Чехии на Кипр и т.д.
Этап 1 — Консультации по редомициляции
1. Разработка «дорожной карты» редомициляции Компании в САР в части законодательства РФ (в том числе, но не ограничиваясь)
- Условия для редомициляции, которые необходимо выполнить Компании: офис, сотрудники, инвестиции, финансовая отчетность и т.п.
- Прогноз рисков редомициляции для Компании и рекомендации по их снижению.
Перед началом редомициляции необходимо проанализировать следующие факторы:
-
Имеет ли иностранная компания риски признания налоговым резидентом РФ (ст.246.2 НК РФ).
-
Имеет ли иностранная компания счет в иностранном банке.
-
Необходимо ли вначале перевести иностранную компанию в «белую» юрисдикцию (иностранная компания должна быть зарегистрирована в государстве, которое является членом или наблюдателем ФАТФ и (или) членом Манивэл).
-
Какова форма планируемых инвестиций (минимум 50 млн. руб.).
-
Удовлетворяет ли иностранная компания критериям признания международной холдинговой компании (для целей получения налоговых льгот), а именно:
-
контролирующие лица международной компании на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции стали контролирующими лицами такой иностранной организации в период до 1 января 2017 года (пп.3 п.1 ст.24.2 НК РФ);
-
готовность предоставить в налоговый орган финансовую отчетность и аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
-
Необходимо ли готовить финансовую отчетность не только за прошедший период, но и на дату регистрации международной компании (на дату предшествующую дате регистрации) для целей определения стоимости активов международной компании на момент редомициляции (ст.275.3 НК РФ).
Далее анализируем налоговые риски Компании и связанных с ней контрагентов в РФ с учетом:
- Срока давности налоговой проверки
- Возможного наличия операций между Компанией и связанными лицами в РФ, которые могут повлечь налоговые риски после редомициляции с большей вероятностью, чем до редомициляции
- Прогнозирование налоговых последствий планируемых после редомициляции операций, связанных с Компанией, в том числе с учетом:
- Планируемого статуса МХК
- Необходимости выплаты дивидендов конечным бенефициарам,
имеющим налоговое резидентство в РФ и за пределами РФ
В нашей практике имеются случаи приостановки редомициляции по инициативе самих клиентов. Причины следующие:
- Выявление в процессе первичного анализа налоговых рисков, касающихся не самой иностранной компании, а ее контрагентов в России. Например, это могут быть риски в признании необоснованными расходов на роялти и/или проценты, выплачиваемые российскими контрагентами ранее в пользу редомицилированной компании в течение трех налоговых периодов до редомициляции.
- Невозможность завершить составление ликвидационной отчетности иностранными исполнителями (чаще всего, это аудиторы).
2. Анализ действий, необходимых на территории текущей юрисдикции Компании, влияющих на процесс редомициляции
Процесс редомициляции включает в себя получение разрешения на редомициляцию в иностранной юрисдикции. Стандартный набор шагов для получения такого разрешения:
- Принимается решение акционеров о редомициляции. Как правило решение о редомициляции принимается большинством голосов.
- Публикация информации о редомициляции в СМИ в стране иностранной юрисдикции, подача копии публикации в реестр компании иностранной юрисдикции. Как правило после публикации необходимо ждать 3 месяца.
- Получение сертификата об отсутствии налоговой задолженности (tax clearance certificate) в стране иностранной юрисдикции.
- Подача документов в регистрирующий орган на получение временного разрешения на миграцию компании в иностранную юрисдикцию.
- После регистрации компании в РФ на территории CAР, иностранная компания подает документы в Реестр компании страны иностранной юрисдикции для исключения компании из реестра в связи с редомициляцией.
Мы давно работаем с юрисдикциями, включая Кипр, из которых сейчас в основном редомицилируются компании.
Ниже пример необходимых действий на Кипре при редомициляции:
- Подготовка необходимых резолюций компании (для начала редомициляции, утверждения отчетности, внесения изменений в устав)
- Формы МЕ2, МЕ3 (заявления на редомициляцию, о кредитоспособности)
- Заявление директоров, гарантирующих кредитоспособность компании и содержащее всю
необходимую информацию о планируемой редомициляции
- Подготовка финансовой и налоговой отчетности за 2022, 2023 и 2024 гг (сдача отчетности необходима в соответствии с требованиями и Кипрского законодательства, и законодательства РФ для редомициляции)
- Получение tax clearance certificate, справок Департамента по НДС и соц. страхования об отсутствии
задолженности компании перед ними
- Осуществление публикаций в местных газетах о планируемой редомициляции
- Получение согласия на редомициляцию у регистратора компании
- Копия сертификата о регистрации, устава компании
- Сведения о бенефициарах, заверения об отсутствии обстоятельств, препятствующих редомициляции
- Заключение относительно возможности редомициляции, подписанное адвокатом РФ.
По окончании процедуры редомициляции в РФ, на Кипре получается striking off certificate (certificate of de-registration), свидетельствующий об исключении Компании из реестра Кипра.
Стоимость и сроки
- Стоимость нулевого этапа – от 250 000 р. (точная стоимость определяется по результатам анализа)
- Сроки – от 15 рабочих дней
Этап 2 — Регистрация международной компании (МК) в САР
-
Заполняем и подаем электронную заявку в управляющую компанию.
-
Направляем вам список необходимых документов, необходимых для подачи в управляющую компанию для регистрации международной компании.
-
В зависимости от специального административного района (остров Октябрьский — представителем по доверенности, остров Русский — представителю УК в Москве) передаем пакет документов в управляющую компанию.
-
Получаем документы о регистрации международной компании.
-
При регистрации международной компании как акционерного общества - регистрируем выпуск ценных бумаг.
Стоимость
- Стоимость первого этапа – от 250 000 р.
Сроки
-
Регистрация международной компании в форме ООО – 10-14 рабочих дней
- Регистрация международной компании в форме АО – от одного до трех месяцев
- Регистрация международной компании в форме ПАО – от двух месяцев
Приблизительный размер госпошлин
- Госпошлина за регистрацию международной компании – 150 000 руб.
- Госпошлина за подтверждение статуса международной компании – 150 000 руб. (ежегодно)
- Госпошлина за регистрацию выпуска акций – 35 000 руб.
По нашим сведениям особенности работы управляющей компании таковы:
-
Регистрация Международной компании в Калининграде осуществляется АО Корпорация развития Калининградской области.
-
УК консультации не дает, УК осуществляет только проверку документов (при небольшой загруженности), подает документы на регистрацию и получает документы.
-
Все документы по регистрации выдаются в электронном виде. В случае если надо получить документы в бумажном виде, то необходимо подавать запрос в регистрирующий орган г. Калининграда.
-
Документы на регистрацию международной компании передаются лично сотруднику УК по доверенности (почтой отправлять документы нельзя).
-
Регистрацию Международной холдинговой компании УК не осуществляет.
Этап 3 — Перерегистрация международной компании в международную холдинговую компанию в САР
На начало 2025 года всего около 20 компаний получили статус МХК в САР.
После регистрации Международной компании подаются документы для получения статуса Международной холдинговой компании
Условия получения статуса МХК (п.1 ст. 24.2 НК РФ)
- МК зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая была создана до 1 марта 2022 г. и с момента создания которой до даты регистрации МК прошло не менее трех лет
- МК не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации представила в инспекцию по месту учета. Обратите внимание, что данный срок не продлевается:
- Финансовую отчетность иностранной организации за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год, если на момент регистрации МК указанная отчетность еще не утверждена — отчетность за предыдущий финансовый год
- Аудиторское заключение к отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения
- Сведения о контролирующих лицах международной компании
- Совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц на дату регистрации этой МК составляет не менее 75% от аналогичной доли участия контролирующих лиц иностранной организации, являвшихся таковыми на 1 марта 2022 г. и (или) ставших ими позже (но не позднее даты регистрации МК) в результате наследования лиц, которые были контролирующими лицами иностранной организации до 1 марта 2022 г.
Лицо признается контролирующим, если:
- Доля участия в МК этого физического или юридического лица (для физлиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15% (п. 3.1 ст. 25.13 НК РФ)
- Лицо осуществляет контроль над МК в своих интересах или интересах супруга и несовершеннолетних детей (п. 6 ст. 25.13 НК РФ)
По контролирующим лицам подаются следующие сведения о контролирующих лицах (п. 5 ст. 24.2 НК РФ):
- Наименование организации или Ф.И.О. физического лица
- Если контролирующее лицо иностранное — присвоенные в государстве или на территории регистрации (инкорпорации, проживания) регистрационный номер (номера), код (коды) налогоплательщика (их аналоги), адрес
- Если контролирующее лицо российское — ОГРН, ИНН, КПП
- Данные о доле участия контролирующего лица, раскрытие порядка участия при косвенном участии. Раскрыть информацию нужно так:
- Общую информацию по каждой последующей организации (по аналогии со сведениями о контролирующем лице — например, наименование, регистрационные номера, ОГРН, ИНН)
- Долю участия в каждой последующей организации по цепочке
- Если участие через иностранную структуру, то ее данные (организационная форма, наименование, реквизиты документа об учреждении, дата учреждения (регистрации), регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации)
- Описание оснований для признания лица контролирующим
- Указание на то, являлось ли контролирующее лицо таковым ранее 1 марта 2022 г.
Утрата статуса МХК наступает в следующих случаях (п. 2 ст. 24.2 НК РФ):
- Принято решение о реорганизации в форме присоединения или слияния. Исключение — присоединение или слияние с другой МХК
- В течение 365 календарных дней после регистрации МК появилось новое контролирующее лицо, которое не было признано таковым на дату регистрации МК. Исключение составляют случаи, когда такое лицо появилось в результате наследования, реорганизации (в форме выделения, разделения или преобразования) лиц, которые были контролирующими лицами МК на дату регистрации, и когда лицо признается налоговым резидентом РФ или является ее гражданином
- Прекращен статус МК по Закону от 03.08.2018 N 290-ФЗ
- Иностранную организацию, в порядке редомициляции которой зарегистрирована МК, в установленный срок не исключили из соответствующего реестра иностранных юрлиц. Статус МХК утрачивается по истечении такого срока — дается 2 года с даты регистрации МК;
- В ЕГРЮЛ внесена запись о смене российской организацией места нахождения на территорию за пределами офшорной зоны РФ
Стоимость третьего этапа
По договоренности.
Роялти и применение пониженных ставок МХК по налогу на прибыль
МХК применяют ставку 5% по доходам от предоставления ими прав на объекты интеллектуальной собственности, если выполняются условия, установленные ст. 284.10 НК РФ (п. 4.4 ст. 284 НК РФ).
Ставка применяется по доходам, полученным до 1 января 2036 г.
Для подтверждения права на применение налоговой ставки по налогу на прибыль МХК одновременно с налоговой декларацией по налогу представляет в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение указанных условий (п. 4.4 ст. 284 НК РФ).
Общие условия:
- Хотя бы одно контролирующее лицо МХК признается налоговым резидентом РФ или является ее гражданином
- На начало налогового периода совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц МХК составляет не менее 75% от аналогичной доли участия контролирующих лиц организации, являвшихся таковыми на 1 марта 2022 г. и (или) ставших ими позже (до 1-го числа соответствующего отчетного (налогового) периода) в результате наследования лиц, которые были контролирующими лицами организации до 1 марта 2022 г. При этом совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц МХК на 1 марта 2022 г. должна быть не менее 75% уставного капитала компании на указанную дату. Положение не распространяется на МХК, являющиеся МК
- Доходы МХК от пассивной деятельности за отчетный (налоговый) период превышают 90% в общей сумме ее налогооблагаемых доходов. Некоторые доходы при расчете доли не учитываются
- Доля расходов на приобретение товаров (работ, услуг) на территории РФ больше 70% от общих расходов МХК на эти нужды. Расходы, указанные в п. 48.28 ст. 270 НК РФ, при расчете доли не учитываются
- Управление МХК осуществляется на территории РФ (также имеются требования по количеству сотрудников, по площади помещений, которые должны находится в собственности у МХК на территории САР).
Необходимо иметь в виду, что, если МХК применяет пониженные ставки, то она в течение трех лет с начала года применения пониженных ставок МХК обязана осуществить на территории субъекта РФ, в котором она находится, инвестиции в объеме не менее 300 млн руб. (включая НДС) в форме, согласованной с правительством данного субъекта РФ.
В частности, это могут быть капвложения в строительство объекта (объектов) социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и (или) инженерной инфраструктуры с последующей передачей таких объектов в собственность субъекту РФ или муниципальному образованию на его территории.
Информация по теме