Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
7 марта 2024
Начиная с середины 2022 года, бизнес активно приступил к поиску новых вариантов взаиморасчетов по внешнеэкономической деятельности. Этот поиск закономерно привел к образованию контролируемых иностранных компаний, осуществляющих расчеты с зарубежными контрагентами, но при этом не участвующих в цепочке поставок в качестве грузоотправителей или грузополучателей товаров. В дополнение к этому логично стало складываться так, что указанные подконтрольные компании не принимали значимого участия в реальном бизнес-процессе по приобретению или продаже товаров.
С учетом этого мы обратили внимание на Письмо ФНС от 10 января 2024 г. N Д-5-17/1@, разъясняющее позицию ведомства по административному правонарушению, связанному с совершением валютных операций по мнимым внешнеторговым договорам (контрактам).
По мнению ФНС (в Письме также имеются ссылки на судебную практику), незаконными считаются те валютные операции, которые осуществлены «на основании недостоверных документов, а равно внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных для вида без намерения породить соответствующие им правовые последствия (мнимые сделки)». И соответственно, ФНС делает вывод о правомерности применения штрафа 20-40% от суммы незаконной валютной операции (ч.1 ст.15.25 КоАП) в результате признания валютной операции незаконной.
ФНС ссылается на следующую судебную практику:
В завершение ФНС напоминает, что совершение валютных операций с использованием подложных документов также содержит признаки преступления, предусмотренного статьей 193.1 Уголовного кодекса РФ.
Отмечаем следующие основные моменты, на основании которых налогоплательщик проиграл в суде:
По нашему мнению, с учетом анализа приведенной судебной практики, ФНС формирует тенденцию перенести принципы «необоснованной налоговой выгоды» на доказывание незаконности валютной операции. Если практика будет развиваться в таком ключе, то фактически можно говорить о двойной ответственности: расходы по ВЭД могут быть не только признаны необоснованными и исключены из налоговой базы по налогу на прибыль, но на основании тех же доводов с этой же суммы расходов может быть взыскан штраф 20-40%.
С учетом этого, необходимо обратить внимание на реальность бизнес-процессов по закупке в рамках внешнеэкономической деятельности. И особенно это актуально по закупкам у подконтрольных зарубежных компаний, которые могут быть созданы только для облегчения взаиморасчетов. В этом случае самой по себе цели облегчения взаиморасчетов вероятно будет недостаточно для обоснования законности валютной операции перед налоговым органом, если эта валютная операция происходит без стандартных бизнес-процессов по закупке.
Считаем, что описанные выше риски могут быть актуальны также и в совокупности с вступившими с 2024 года в силу нормами о трансфертном ценообразовании.
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.