Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
23 августа 2024
С 12 июля 2024 года вступили в силу поправки, которые предусматривают введение налоговой амнистии при дроблении бизнеса (внесены Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Новый закон и порядок применения налоговой амнистии вызывает у практикующих налоговых консультантов Legal Bridge много вопросов, на них мы и остановимся в этом материале.
Амнистия предусматривает прекращение обязанности по уплате налогов за 2022-2024 гг., а также освобождает от обязанности уплаты пеней и штрафов, связанных с дроблением бизнеса, начисленных по ст. 119, 120 и 122 Налогового кодекса.
Однако дробление бизнеса может также повлечь административную и уголовную ответственность по ст. 198 и 199 Уголовного кодекса. Освобождение от нее не предусмотрено, в КоАП и Уголовный кодекс соответствующие поправки не внесены.
В п. 14 ст. 6 Закона № 176-ФЗ говорится, что налоговики не будут передавать материалы налоговых проверок, по результатам которых выявлено дробление бизнеса, в следственные органы. Таким образом, вся защита налогоплательщика от уголовной ответственности основывается только лишь на том, что налоговый орган не должен отправлять информацию в Следственный комитет. Для сравнения, в амнистии по иностранным компаниям, счетам и активам вводилось четкое освобождение от действия конкретных статей УК РФ.
Согласно п.2 ст. 6 Закона № 176-ФЗ под амнистию подпадают налоговые доначисления и штрафные санкции за период 2022-2024 гг.
Проверка данных периодов может быть инициирована в 2025 году. Здесь действует норма ст.89 Налогового кодекса РФ — в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Обязательным условием для применения амнистии является отказ от схем дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах. Налоговый орган должен провести повторную налоговую проверку и подтвердить отсутствия дробления. С учетом нормы ст. 89 Налогового кодекса РФ проверка за 2025 и 2026 год вероятнее всего будет назначена в срок до 31.12.2028 года. При этом Закон не раскрывает, какая именно организация/организации из состава группы будет подлежать повторной проверке.
Если при проверке за 2025-2026 годы вновь будут выявлены схемы дробления, организации доначислят налоги и штрафные санкции за период с 2022-2026 гг., материалы проверки могут быть переданы в Следственный комитет.
Представим ситуацию, когда первая налоговая проверка назначена в 2026 году и должна охватить период с 2023 по 2025 год. И здесь возникает вопрос с 2022 годом — в трехлетний период 2022 год не попадает, будут ли налоговики проверять и его, и будет ли в данном случае действовать амнистия — в Законе № 176-ФЗ не урегулировано.
Не урегулирован вопрос и частичного отказа от дробления. В Законе № 176-ФЗ указано, что амнистия применяется при полном или частичном отказе от дробления бизнеса. При установлении факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращается в соответствующей части. Как именно эта часть будет рассчитана — Закон № 176-ФЗ ответов не дает.
Например, решив частично отказаться от дробления, организация ликвидировала несколько юридических лиц, находящихся на УСН, оставив в своем периметре одну организацию на ОСНО и одну на УСН. Как в этом случае налоговый орган определит сумму доначислений, а как сумму прощенной задолженности — не ясно, также не ясно в какой части материалы по делу могут быть переданы в следственные органы.
В Законе № 176-ФЗ содержится термин «добровольный отказ от дробления», но нет каких-либо пояснений относительно того, как именно порядок добровольного отказа будет работать.
Под добровольным отказом в Законе понимается исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.
Данное определение вызывает массу вопросов — непонятно, какие организации и каким образом должны будут исчислить и уплатить налоги в результате консолидации доходов и иных параметров (работники, активы и т.д.).
Не определено, как именно организации надо доказать, что она добровольно отказалась от дробления — сдать уточненные декларации, доплатить налоги, будет ли налоговый орган дополнительно проводить допросы должностных лиц тех организаций, которые раньше входили в группу? А как быть, если организации на УСН находятся в разных регионах?
Смоделируем ситуацию. В структуре было 5 компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, все они оформлены на разных лиц и находятся в разных регионах. Налогоплательщик решил добровольно отказаться от дробления, чтобы применить амнистию. Рассмотрим возможные варианты действий и возникающие вопросы
На все эти вопросы Закон № 176-ФЗ ответа не дает.
Раскрывая налоговому органу схему дробления в формате «было-стало» необходимо также помнить о потенциальных рисках уголовной ответственности номинальных руководителей по ст. 173.2 Уголовного кодекса.
Подводя итоги, можно сказать о том, что механизм реализации налоговой амнистии до конца не ясен. Вероятно, со стороны ФНС стоит ожидать разъяснения по практическому применению Закона № 176-ФЗ. Также нет однозначного ответа на вопрос — надо ли организации предпринимать какие-то действия для получения налоговой амнистии вне проведения выездной налоговой проверки.
Резюмируя — для каждой конкретной ситуации требуется тщательный анализ налоговых рисков и возможных последствий.
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.