Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
11 февраля 2025
С момента принятия ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ от 31.07.2020 г. (далее — Закон о ЦФА) претерпел ряд изменений, которые, однако, так и не коснулись изменений в регулировании оборота цифровой валюты.
В частности, в марте 2024 г. в ст. 4 Закона о ЦФА был внесен п.11, который прямо разрешил использование цифровых финансовых активов (далее — ЦФА) при внешнеторговой деятельности в качестве встречного предоставления за передачу товаров/работ/услуг/результатов интеллектуальной деятельности. Но цифровую валюту (а это все виды криптовалют, в том числе биткоины, USDT и т.п.), по-прежнему запрещено принимать за товары/работы/услуги российским юридическим и физическим лицам (налоговым резидентам РФ) в качестве средства платежа, т.к. цифровая валюта не является ЦФА.
При этом вышеуказанный запрет вовсе не означает, что цифровая валюта не может помочь с расчетами при внешнеэкономической деятельности.
Цифровая валюта в РФ, как и во многих других странах (США, ЕС и т.п.), рассматривается сама по себе как товар. И с одной стороны, в этом и заключается смысл в невозможности использования ее в качестве средства платежа (она не денежная валюта, а вещь), а с другой, — такое понимание дает вариант использования бартера — обмена цифровой валюты на другие товары/работы/услуги/результаты интеллектуальной деятельности.
Бартер «цифровая валюта (криптовалюта) — другой товар/работа/услуги» вполне может укладываться в импортные сделки, в том числе, позволяя не нарушать ни Закон о ЦФА, ни валютное законодательство, и самое главное — осуществлять расчеты с иностранными поставщиками, которые в текущих реалиях стали очень проблематичными.
И кроме того, в некоторых случаях такой бартер применять и при экспорте.
Таким образом, какой бы ни была сделка — импортная или экспортная — при должной организации и документальном оформлении использование цифровой валюты так или иначе возможно.
Расходы на приобретение криптовалюты можно учесть при налогообложении (п. 4 ст. 282.3 НК РФ), с 01.01.2025 г. это прямо указано в НК РФ. При этом в НК РФ не указано какими именно документами должны быть подтверждены расходы на приобретение криптовалюты. Минфин также указывает только на то, что расходы на приобретение криптовалюты должны быть документально подтверждены, при этом не уточняет какими документами должны быть подтверждены данные расходы (Письмо Минфина России от 10.10.2024 N 03-03-06/1/98488, от 15.11.2024 N 03-03-06/1/113203).
Таким образом, в данный момент существует неурегулированность относительно достаточности документального подтверждения в целях налогообложения расходов, связанных с приобретением криптовалюты. В том числе в схеме приобретения криптовалюты через агента, применяемой на момент публикации настоящей статьи уже вполне официально. По нашему мнению, одного Отчета агента в перспективе будет недостаточно: необходим также документ, который должен подтвердить расходы на приобретение криптовалюты агентом в интересах принципала. Поэтому при осуществлении операции с криптовалютой, необходимо учитывать трехлетний период, в течение которого налоговые органы могут предъявить претензии, относительно документального подтверждения расходов на приобретение криптовалюты, с учетом возможного изменения практики по данной ситуации. А поскольку при бартере криптовалюты на товар (работы, услуги) одновременно образуется «налоговый оборот» по доходу и расходу, накопившиеся риски могут быть существенными, если не уделять заранее внимание формальному вопросу документального подтверждения.
<< К списку записейСпасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.