Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
31 августа 2020
С 1 января 2021 года вступает в силу принятый Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Это первый закон, который регулирует отношения в сфере оборота цифровой валюты в России (криптовалюты в том числе). Однако большая его часть посвящена все же цифровым финансовым активам.
Осенью планируется принятие других федеральных законов в развитие этой сферы, которые также будут касаться ответственности за нарушения требований при обращении цифровых финансовых активов и регламентировать выпуск цифровой валюты в России.
Цифровые финансовые активы — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. При этом, несмотря на схожесть, данный закон не регулирует обращение бездокументарных ценных бумаг (они регулируются, как и прежде, ФЗ «О рынке ценных бумаг» с особенностями, которые вносит данный закон для акций непубличного АО).
Решение о выпуске осуществляется в электронном виде, подписывается усиленной ЭЦП и должно содержать необходимые данные о цифровых финансовых активах, предусмотренные данным законом (наименование, кол-во, цену приобретения и т.п. данные). Размещается такое решение на сайте лица, осуществляющего выпуск.
Права, подтверждаемые цифровыми финансовыми активами, учитываются в информационной системе лица, которое их выпустило, но с привлечением оператора информационной системы.
При этом оператор информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, должен быть включен в реестр операторов информационных систем Банка России.
Оператор информационной системы (далее — ИС) должен утвердить и согласовать с Банком России в установленном данным законом порядке следующие правила:
Исходя из анализа норм закона, оператор ИС должен иметь в штате таких сотрудников, помимо главного бухгалтера, как руководитель службы внутреннего контроля (контролер), руководитель службы управления рисками. Кроме того, к бенефициарным владельцам, а также к руководителю организации оператора и вышеназванным сотрудникам установлены специальные квалификационные требования и требования деловой репутации, которым они должны соответствовать (от наличия высшего образования и опыта работы в кредитной/финансовой организации до отсутствия судимости за умышленные преступления и т.п.).
В отношении пользователей ИС операторы должны включать следующую информацию:
Все сделки с такими активами совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, иные юридические лица, соответствующие требованиям настоящего закона и включенные в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. При этом это обязательно только российские юридические лица с уставным капиталом и чистыми активами не менее 50 млн. рублей (а если это некоммерческая организация, то ежегодный размер взносов в имущество должен быть не менее 50 млн. руб.). Более того, участниками (учредителями) таких лиц не могут быть оффшорные компании. Требования к штату сотрудников и их квалификации практически такие же, как и к операторам ИС.
Оператор ИС может быть одновременно оператором обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена активов должен утвердить и согласовать с Банком России правила обмена активов.
Чтобы АО могло выпускать акции в виде цифровых финансовых активов устав такого АО должен содержать необходимые для этого положения. Обыкновенные бездокументарные акции АО не могут конвертироваться в акции, являющиеся цифровыми финансовыми активами, и наоборот.
При этом, цифровые финансовые активы могут выпускать только АО, которые созданы после введения настоящего закона, т.к. закон запрещает вносить дополнения в устав об этом уже действующих АО.
Под цифровой валютой закон понимает совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей какого-либо государства или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций.
Выпуск цифровой валюты разрешен только с использованием технических средств и программно-аппаратных комплексов, находящихся на территории РФ.
При этом, указанный закон сам не регламентирует процедуру выпуска цифровой валюты и отсылает к федеральному законодательству, которого пока по сути не существует.
Российские юридические лица, а также филиалы/представительства иностранных организаций, зарегистрированные и действующие на территории РФ, а также физические лица, которые находятся в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (т.е. налоговые резиденты), не могут принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими товары/работы/услуги. Т.е. оплата цифровой валютой чего-либо запрещена в РФ.
Судебная защита обладателей цифровой валюты осуществляется только в случае, если такие обладатели проинформировали в соответствии с налоговым законодательством РФ о факте наличия у них такой цифровой валюты и осуществления сделок с ней.
В РФ запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления (т.е. в качестве средства платежа) за товары/работы/услуги.
Для целей ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», а также ФЗ «Об исполнительном производстве» и других законов цифровая валюта признается имуществом.
На текущий момент сложно прогнозировать четкие налоговые последствия данного закона. Однако можно сделать предварительные выводы.
С учетом того, что:
то можно сделать предварительные следующие выводы:
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.