Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
7 февраля 2020
С этого года вступил в силу широко обсуждаемый Закон Лихтенштейна о токенах и организациях, предоставляющих услуги на основе доверенных технологий (Token and TT Service Provider Act — TVTG), также известный как Закон о блокчейне.
Данный закон является серьезным шагом в легализации блокчейна, в нем заинтересованы не только участники рынка, но и само государство. Будучи членом ЕЭЗ, Лихтенштейн создал Закон, который полностью соответствует кодифицированным директивам и правилам ЕС/ЕЭЗ.
Следует отметить, что Лихтенштейн посредством своей открытости к блокчейну предоставит любому зарегистрированному поставщику услуг TT1 возможность осуществлять транзакции с цифровыми активами или токенами на рынках европейских стран.
Помимо учета европейских директив, имеющих отношение к блокчейну, Лихтенштейн пошел дальше и законодательно закрепил минимальные стандарты выдачи токенов, но самое главное, посвятил поставщикам услуг Trusted Technology (TT) большую часть TVTG. Чтобы новый закон удачно вписался в существующую нормативную базу, законодателям пришлось внести ряд поправок в Закон о должной осмотрительности (SPG), в Закон о надзоре за финансовым рынком (FMAG), в Закон о лицах и компаниях (PGR) и в Закон о предпринимательской деятельности (GewG).
Стоит отметить, что TVTG дает достаточно абстрактные определения, однако, не стоит бояться некой неопределенности в терминологии. Прежде всего потому, что при разработке законодательства в области технологий, риск устаревания законодательства крайне велик. Именно поэтому Закон Лихтенштейна посредством нейтральной терминологии и обтекаемых формулировок дает широкий простор для новых разработок и открытий.
Ценность TVTG в том, что он признает существование блокчейна, дает ему возможность развития, при этом предоставляет минимальную защиту пользователям и берет под контроль деятельность поставщиков услуг ТТ.
В соответствии с TVTG токен — это часть информации в системе TT (может представлять собой претензии или права участников к другому лицу, права собственности, другие абсолютные, или относительные права) которые передаются одному или нескольким идентификаторам TT.
Технологически нейтральное определение токенов полностью соответсвует концепции «токен = контейнер» или Token Container Model (TCM). Так, в токен можно «положить» любой актив: акции, недвижимость, права, обязательства, валюта, металл, а можно ничего не класть и оставить «пустым» в виде цифрового кода. Такой подход ставит правовую определенность токена в зависимость от его «содержимого» и тем самым способствует в определении места токенов в правовом смысле.
Говоря о теме блокчейна, в первую очередь на ум приходят криптовалюты, такие как Биткойн или Эфириум, которые представляют собой цифровое содержание токена-контейнера. Однако, мало кто задумывается, что в этот контейнер мы можем положить любой предмет физического мира, будь то картина или дом. Осознавая подобное заблуждение, законодатель предусмотрел и законодательно закрепил новые роли в сфере блокчейна, например, роль физического валидатора.
Так, основной задачей физического валидатора заключается в цифровизации объектов физического мира посредством помещения таких объектов в токены с соблюдением всех требований закона. Закон полезен тем, что он накладывает ответственность на поставщиков услуг ТТ в случае несоблюдения требований по идентификации объекта (серийный номер, сертификаты и т.д.) при цифровизации. Помимо физического валидатора, TVTG называет и других поставщиков (раздел 3.2; с. 66-77), а именно:
Как уже было отмечено, государство берет под свое крыло контроль над сферой блокчейна. Поэтому желающие могут подавать свои заявки в режиме онлайн в Управление финансового рынка Лихтенштейна (FMA), где проводится проверка, направленная на борьбу с отмыванием денег, организованной преступностью и финансированием терроризма. После успешно зарегистрированные организации будут опубликованы на веб-сайте FMA.
TVTG также содержит более обширный список требований при регистрации поставщиков услуг TT (статьи 13–17), таких как отсутствие мошеннического банкротства, минимальный капитал (зависит от разных поставщиков услуг TT), специальные механизмы внутреннего контроля, и самое главное, наличие штаб-квартиры или места жительства (например, генерального директора) в Лихтенштейне.
Анализ TVTG приводит к выводу, что большая часть требований относится к поставщикам услуг, а именно обязывает их получать лицензию на свою деятельность, подавать отчеты, а также регистрироваться в специально созданных государственных реестрах. Ответственность за нарушение требований закона также присутствует и достаточно подробно описана.
Как уже было сказано, Лихтенштейн включил в свою правовую систему большое количество директив ЕС, в том числе и по вопросам блокчейна. На сегодняшний день принятие вышеописанного закона было бы невозможно без законодательства ЕС, которое и сыграло свою знаковую роль в стремительном развитии блокчейна в Лихтенштейне. Так, чтобы осознать ценность нового закона, необходимо проанализировать уже существующий на тот момент базис правового регулирования в сфере блокчейна.
Неудивительно, что TVTG внес поправки по крайней мере в четыре действующих закона, токенизация происходит на всех уровнях и областях права. В этих законодательных актах уже говорится о DLT2, токенах и их правовом режиме.
Например, в § 81a Закона о лицах и компаниях (PGR) 1926 года и в дополнительных положениях, разъясняет следующее:
Таким образом, законопроект Лихтенштейна признается одним из самых передовых в Европе: в нем поднимаются важные вопросы и правовые проблемы, которые еще подлежат рассмотрению в будущем.
Нормативные требования к ICO3 и STO4 в Лихтенштейне различаются в зависимости от вида выпущенного токена. Так, Управление по финансовым рынкам Лихтенштейна (FMA) в настоящее время проводит различие между токенами ценных бумаг (securitytokens), служебными токенами (utility tokens) и токенами платежа (payment tokens).
Стоит отметить, что юрисдикции во всем мире применяют различные подходы для классификации токенов. Однако, Лихтенштейн придерживается классификации правовых статусов токенов, признанной в ЕС. Так, токены ценных бумаг квалифицируются как инструмент финансовых инвестиций в рамках MiFID II (Markets in Financial Instruments Directive II). Служебные токены не признаются финансовыми инвестициями и в общем не урегулированы. Платежные токены служат средством оплаты. Для выпуска токенов ценных бумаг и служебных обычно не требуется никаких лицензий.
Рассмотрим некоторые особенности выпуска токенов:
Оплата токенов — совершенно иной процесс. Компании могут выдавать их только при наличии лицензии на электронные деньги или банковской лицензии. Лицензия на электронные деньги, как указано в директиве ЕАОС 2009/110/EC, позволяет предприятиям выпускать и переводить электронные деньги. Следовательно, находящийся в Лихтенштейне бизнес с лицензией на электронные деньги может предлагать услуги в других странах ЕЭП без дополнительных требований к утверждению (данная директива распространяется также и на Лихтенштейн несмотря на то, что страна не в ЕС, а в ЕЭП).
Не мало важно и решение FMA о создании команды FinTech в июне 2018 года, которая предоставляет консультации и рекомендации.
Таким образом, компаниям, желающим начать выпуск токенов в Лихтенштейне, необходимо изучить как национальное, так и европейское законодательство. Эта работа будет стоить того, поскольку бизнес, базирующийся в Лихтенштейне и имеющий соответствующую лицензию, будет иметь доступ ко всему рынку ЕЭП.
STO имеет две ключевых особенности: его функциональность и возможность согласования. Денежные активы помогут упростить процессы обмена и торговли, поскольку они взаимозаменяемы с другими отдельными товарами и активами, имеющими одинаковую стоимость, и имеют одинаковый вид. «Ценная бумага» — это не что иное, как финансовый инструмент, подкрепленный материальным реальным классом активов, например, доходом компании или операционной прибылью. Следовательно, он представляет информацию о праве собственности на продукт, в который инвестирован.
Токены ценных бумаг очень похожи на традиционные ценные бумаги, однако с одним ключевым отличием — токенизацей таких активов. Это очень интересно, потому что технологические обновления, которые стали возможными благодаря технологии блокчейна, могут значительно улучшить динамику оборота традиционных ценных бумаг, выведя довольно устаревшую инфраструктуру, на которой эта отрасль работает, на новый уровень. Потенциальные преимущества токенизации ценных бумаг включают в себя:
По мере того как мы переходим от служебных токенов к токенам ценных бумаг, мы одновременно переходим от ICO к STO, что является аббревиатурой от предложения токенов ценных бумаг. Без обмена токенами ценных бумаг запуск STO невозможен.
Учитывая склонность рынка к высококачественным, совместимым криптовалютам, есть веские основания полагать, что модель STO будет иметь большое значение для экосистемы блокчейна. С учетом того, что активы, представленные STO, уже существуют в реальном мире, они действуют как мост между унаследованными финансами и миром блокчейнов.
Ниже приведены семь причин в пользу применения STO:
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.