Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
2 апреля 2014
Изменения законодательства в марте, апреле 2014 г. и судебная практика
КОММЕНТАРИИ:
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Начало действия документа - 02.05.2014 (за исключением отдельных положений)
Физлица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.
С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.
Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Значит, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).
В дальнейшем упомянутая обязанность будет касаться тех лиц, которые за 30 рабочих дней до 1 октября не получили уведомление по приобретенным в предшествующем году объектам (п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). При возникновении приведенной ситуации до 1 января 2017 г. налог также будет начислен начиная с периода направления налогоплательщиком сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).
За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. состав правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.
Со 2 мая 2014 г. отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в инспекцию об открытии (закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Устанавливающие такие обязанности подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ утратят силу (подп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Соответственно, будет устранена и мера ответственности, предусмотренная ст. 118 НК РФ за нарушение семидневного срока представления данных сведений (п. 11 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).
Напомним, что указанные обязанности возложены и на банк (п. 1 ст. 86 НК РФ).
Таким образом, их дублирование устранено в соответствии с внесенными поправками. Теперь обязанности по представлению упомянутых сведений в инспекцию сохраняются только для кредитных организаций.
Организации, применяющие УСН или спецрежим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Для перешедших на уплату ЕНВД такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.
Согласно изменениям, внесенным п. п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ, указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.
В силу ч. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установленному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.
Соответственно, если в отношении УСН дата начала действия нововведений однозначна - 1 января 2015 г., то для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по этому вопросу. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Закон N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество применяющими ЕНВД организациями Закон N 52-ФЗ не содержит, то возможны следующие варианты применения новых правил:
1) плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за весь 2014 г. (начиная с 1 января 2014 г.), поскольку налоговым периодом по нему является календарный год (ст. 379 НК РФ). При таком понимании новых правил организации обязаны будут перечислить налог и за тот период, когда были законодательно освобождены от его уплаты (до начала III квартала 2014 г.), т.е. внесенные изменения будут иметь обратную силу. Однако в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ поправки, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы;
2) данные организации должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что такой подход не учитывает того, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости имущества только за указанные кварталы. Обратим внимание, что возможность скорректировать налог в зависимости от того, сколько месяцев объект недвижимости фактически находился в собственности у налогоплательщика, предусмотрена для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства либо имеющих на территории РФ недвижимость, которая не относится к деятельности этих представительств (п. 5 ст. 382 НК РФ). В данном случае сумма налога корректируется на специальный коэффициент. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых облагаемая налогом недвижимость находилась в собственности, к общему числу месяцев в налоговом периоде. Возможно, контролирующие органы предложат организациям, применяющим ЕНВД, рассчитать сумму налога за III и IV кварталы 2014 г. аналогичным образом. Однако необходимо обратить внимание, что право применить аналогию закона к налоговым правоотношениям предоставлено только судам (ч. 6 ст. 13 АПК РФ);
3) указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.
Поскольку рассматриваемая ситуация неоднозначна, вероятно, по указанному вопросу будут даны разъяснения официальных органов.
Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"
Федеральный закон принят Государственной Думой 1 апреля 2014 года и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года
Федеральный закон направлен на упрощение налогового учёта, а также на сближение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и правил определения финансового результата в бухгалтерском учёте.
Федеральным законом предусматриваются:
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость признаётся день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.
Более подробное описание изменений, вносимых Федеральным законом, будет представлено в следующем мониторинге.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В ГК РФ внесены масштабные поправки, посвященные интеллектуальной собственности.
Уделено внимание залогу исключительных прав, а также госрегулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Уточнены положения, посвященные госрегистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, договору об отчуждении исключительного права, лицензионному договору. Новая статья касается объектов с официальными символами, наименованиями и отличительными знаками.
Что касается распоряжения исключительным правом, то правообладатель может публично (путем сообщения неопределенному кругу лиц) заявить о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать его произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав, но на определенных им условиях.
Большое внимание уделено защите интеллектуальных прав. В частности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации можно защищать в т. ч. путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Последнее предъявляется также к лицам, которые могут пресечь такие действия. В порядке обеспечения иска по делу о нарушении исключительного права в некоторых случаях устанавливается запрет на соответствующие действия в ИТС.
Уточнены рамки свободного использования произведения (постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения; в информационных, научных, учебных или культурных целях; библиотеками, архивами и образовательными организациями).
Появилась новая статья, посвященная открытой лицензии на использование произведения науки, литературы или искусства.
Не остались без внимания права, смежные с авторскими, права на селекционное достижение, на топологии интегральных микросхем, на секрет производства (ноу-хау), на средства индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг.
Поправки касаются и патентного права. В частности, появилось определение зависимых изобретения, полезной модели, промышленного образца. Срок действия исключительных прав для промышленных образцов составляет 5 лет, а не 15 (как раньше). Обновлены основания для признания патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец недействительным.
Изменения затронули и Закон о коммерческой тайне. Обновлено понятие информации, составляющей эту тайну, а также прописаны права обладателя таких сведений.
В новой редакции изложены положения, касающиеся охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений.
Поправки вступают в силу с 1 октября 2014 г., кроме некоторых положений.
Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316"Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31805.
Начало действия документа - 20.04.2014.
С 1 января 2014 г. существенно увеличен транспортный налог на дорогостоящие легковые автомобили. Для машин средней стоимостью от 3 млн. руб. установлены повышающие коэффициенты. Их размер зависит от цены автомобиля и его года выпуска. Прописан порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей.
За основу берется определенная базовая версия машины. Предусмотрены 2 формулы расчета. Первая - для случаев, когда производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории России. Средняя стоимость автомобилей определяется исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода.
Рекомендованные розничные цены ежегодно запрашиваются Минпромторгом России у производителей в отношении машин, цена на которые превышает 3 млн. руб. Данные должны быть представлены производителями не позже 1 июля и 1 декабря. Средняя стоимость автомобилей определяется путем сложения рекомендованных цен по состоянию на 1 июля и 1 декабря и деления полученной суммы на 2.
Если производитель не представлен в нашей стране либо им не поданы данные о рекомендованной розничной цене, применяется вторая формула. В ее основе - розничные цены на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанные в российских каталогах (к максимальной цене прибавляется минимальная и делится на 2).
Дополнительно могут использоваться данные из каталогов иностранных издательств. В этом случае средняя стоимость умножается на коэффициент приведения каталожной цены машины в рублевый эквивалент согласно валютному курсу года выпуска автомобиля. Также прибавляется сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль. Такой подход следует применять при расчете средней стоимости автомобилей старше 5 лет.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Начало действия документа - 02.04.2014.
Со 2 апреля 2014 г. при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней - 29,3. Ранее данный показатель составлял 29,4. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 139 ТК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ (далее - Закон). Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 2 апреля 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона). Отметим, что с учетом приведенной поправки должен быть скорректирован и п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).
Также Законом затронуты вопросы о порядке и размерах возмещения расходов, связанных с командировками "бюджетников", и скорректированы некоторые другие положения законодательства РФ о труде.
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
С начала текущего года аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон о спецоценке). На основании результатов такой оценки определяется дополнительный тариф страховых взносов, перечисляемых работодателем (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
21 марта 2014 г. в Минюсте России зарегистрирован Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (далее - Приказ). Им утверждена, в частности, методика проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Ею должны руководствоваться специализированные организации и работодатели. Рассмотрим некоторые ее положения, касающиеся последних.
В Методике установлены требования к реализуемым в рамках проведения спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).
Наибольшее участие работодателя предполагается на этапе идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов. Так, указанные факторы выявляются путем изучения технической документации, должностных инструкций, проектов строительства и реконструкции и иных документов, представленных работодателем (ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 4 Методики). Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению спецоценки, в которую входят и представители работодателя (ст. 9 Закона о спецоценке, п. 3 Методики). Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия признаются допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики, ст. 11 Закона о спецоценке).
В Приложениях N 1 - 22 к Методике приведены перечни веществ раздражающего действия, аллергенов, противоопухолевых лекарственных средств и гормонов, вредных химических веществ, а также таблицы, регламентирующие отнесение условий труда к определенному классу при воздействии отдельных факторов.
Также рассматриваемым Приказом утверждены следующие документы:
- классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение N 2 к Приказу);
- форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению организацией, проводившей эту оценку (Приложения N 3 и 4 к Приказу).
Приказ не содержит специальных положений, а значит, вступает в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Документ опубликован в "Российской газете" 28 марта 2014 г.
Напомним, что согласно разъяснениям Минтруда России требование о проведении спецоценки до утверждения соответствующей методики было неправомерно.
Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 576н
Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2014 N 31658
Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 574н
Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31687
В Приложениях N N 2 и 3 к административному регламенту, утвержденному Приказом N 576н, установлены новые формы заявлений о регистрации в качестве страхователя и о снятии с регистрационного учета юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений. Аналогичные формы для физлиц, заключивших трудовой договор с работником, предусмотрены в Приложениях N N 2 - 4 к административному регламенту, утвержденному Приказом N 574н. От ранее действовавших новые формы отличаются только рядом технических правок. Кроме того, в форму заявления о регистрации добавлено поле для указания адреса электронной почты заявителя.
Следует отметить, что комментируемыми Приказами Минтруд утвердил два новых административных регламента ФСС РФ, которые касаются порядка регистрации и снятия с регистрационного учета названных лиц в качестве страхователей. Регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней, а снятие с регистрации - в течение четырнадцати календарных дней. Документы вступят в силу по истечении десяти дней с даты опубликования. С этого же времени утратят силу ранее действовавшие Приказы Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 N 1052н и N 1054н.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые плательщиками взносов, с 1 мая 2014 г. не должны сообщать в контролирующие органы сведения об открытии и закрытии счетов в банке. В настоящее время эта обязанность установлена в п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о страховых взносах). Кроме того, исключена ответственность, предусмотренная ст. 46.1 Закона о страховых взносах за нарушение срока представления указанной информации. Упомянутые нормы утратят силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ, который был размещен 2 апреля 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 24 Закона о стр << К списку записей
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.