Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
26 апреля 2010
В последние годы на российском рынке консалтинговых услуг наметилась явная тенденция. Суть ее — в переориентации консалтинговых компаний на средний и малый бизнес
Сегодня консалтинг уже не считается дорогим удовольствием, которое могут позволить себе только крупные фирмы. Малые и средние компании, а также индивидуальные предприниматели все чаще обращаются к независимым консультантам по юридическим вопросам, отдают на аутсорсинг бухгалтерию, прибегают к услугам оценщиков. Основное преимущество такого подхода — возможность получения качественных услуг при сокращении расходов на содержание штатных специалистов.
О там, какие консалтинговые услуги сегодня востребованы предприятиями малого и среднего бизнеса, и о том, как не ошибиться в выборе консалтинговой компании, мы решили узнать у Алексея Петрова — Партнера консалтинговой компании «Лигал Бридж».
— Как давно ваша компания работает на рынке консалтинга? Какие услуги вы предлагаете?
— Мы работаем с 1994 года. Согласитесь, по российским меркам — срок немалый. Наша консалтинговая компания — широкопрофильная, она предоставляет юридические услуги, услуги адвокатов, налоговый консалтинг, бухгалтерские услуги и аудит. Словом, мы стараемся сделать так, чтобы наш клиент смог получить весь комплекс услуг по сопровождению бизнеса.
— Давайте составим портрет вашего клиента. Каковы его наиболее типичные черты?
— Наши клиенты — в основном представители средних и малых предприятий, которые уже достигли определенного уровня развития бизнеса. Они осознают, что не все вопросы, связанные с правом и экономикой, можно решить внутренними силами. Иногда целесообразно, а во многих случаях необходимо воспользоваться услугами сторонних профессионалов.
— Какие консалтинговые услуги пользуются наибольшим спросом у предприятий малого и среднего бизнеса?
— Если говорить о наиболее востребованных услугах, то это традиционно юридические услуги, консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету. Это те сферы, в которых сторонний профессионал, как правило, более компетентен, чем штатный сотрудник. Есть и сезонные или «горящие» услуги. Очень показательный пример — услуга по приведению Уставов ООО в соответствие с новыми требованиями законодательства.
— В каких сферах деятельности предпринимателей наиболее востребованы консалтинговые услуги?
— Нельзя выделить какую-то определенную отрасль, которая больше других потребляет консалтинговые услуги. Будет правильнее говорить о другом — насколько активно развивается отрасль в определенный период. Если она быстро набирает обороты, то у участников рынка возникает большое количество правовых и экономических вопросов. В такой ситуации помощь сторонних консультантов требуется довольна часто. Этот подход применим и к отдельным компаниям.
— А насколько важна специализация консалтинговой компании на определенной отрасли?
— Безусловно, знание бизнеса клиента очень важный показатель эффективности услуг консалтера. Если консалтер специализируется на вашей сфере деятельности, то у него значительно меньше времени уходит на поиск решения проблемы. Он просто сможет использовать накопленные знания и предыдущий опыт.
— Когда предпринимателю выгодно обращаться в консалтинговую компанию?
— К консультантам обращаются, когда существует проблема, которую невозможно или невыгодно решать своими силами. Очевидно, что скромному индивидуальному предпринимателю будет жалко расходовать деньги, заработанные «потом и кровью», на оплату чьих-то советов. Если компания принимает выручку раз в месяц и у нее проходит одна сделка, то обращаться в консалтинговую компанию нет необходимости. Потребность в консалтерах появляется у компаний, которые ведут достаточно сложную хозяйственную деятельность, когда нужно решать серьезные хозяйственные или административные вопросы.
— В чем преимущества работы с консалтинговыми компаниями?
— Основное преимущество очевидно — накопленный консультантом опыт. Сотрудники консалтинговых компании на практике сталкиваются с большим количеством хозяйственных ситуаций, чем специалист, который все время работает на одном месте.
Как это ни парадоксально звучит, но обращение к консалтерам позволяет экономно расходовать средства. Экономия заключается в следующем. Я могу держать в штате высококлассного специалиста, способного «решить все проблемы. При этом он сидит на рабочем месте целый день, а проблемы возникают не 24 часа в сутки. И в то время, когда они не возникают, я вынужден платить ему полную ставку.
Или же я могу держать у себя технического, значительно менее оплачиваемого специалиста, который решает текущие вопросы, а за решением сложных вопросов я обращаюсь к сторонним консультантам. Их ставка выше, но они гораздо быстрее выполняют свою работу.
Опять же, не стоит забывать о конфиденциальности. Решение далеко не всех вопросов руководство компании или инвесторы могут доверить своим линейным сотрудникам. Часто их безопаснее решить на стороне.
Есть и ряд других преимуществ. Надо понимать, что аутсорсинг существует не потому, что кому-то так хочется, а потому что эта услуга востребована.
— А какие риски в этой сфере существуют?
— Я считаю, что работа с консалтинговыми компаниями сопряжена с теми же рисками, что и работа со штатными сотрудниками. Риск получить некачественную услугу есть и в том, и в другом случае. А для бизнеса результат будет одинаковый. Когда вы хотите получить качественную услугу — не важна, от своего работника или от стороннего консультанта — вам надо тщательно следить за процессам взаимодействия с ним, стараться защитить свои интересы. Нужно постоянно контролировать и оценивать качество предоставляемой услуги, а не ждать, что цели сотрудничества будут достигнуты сами собой.
— Так как же все-таки правильно выбрать консалтинговую компанию?
— Вот эта самый интересный вопрос. Лучше всего здесь работает давно известный принцип «сарафанного радио». Самое главное — наличие рекомендации от надежных людей, которые могут подтвердить, что консультанты принесли реальную пользу и достигли конкретного результата. Важны такие уровень и известность компании. Если компания присутствует в рейтингах и обладает тем, что называется «брендом», — прекрасно. Хотя при этом мы должны понимать: чем известнее бренд, тем выше стоимость услуг. И конечно же важно, чтобы компания была известна споен публичной деятельностью в интересующей вас сфере.
При выборе консалтера всегда пользуйтесь открытыми источниками информации о компании. Просмотрите Интернет на предмет как позитивной, так и отрицательной информации, Почитайте отзывы клиентов и работников. Внимательно изучите предлагаемые договоры. Ведь хороший консалтер должен предложить понятный вам порядок взаимодействия, назначить ответственных лиц, описать ожидаемые результаты и установить конкретные сроки. Он обязан предложить различные варианты получения от вас необходимых данных, график презентации поэтапных результатов проекта и многое другое. Вам должны предложить четкий механизм взаимодействия. Самое страшное, если люди начнут «водить вокруг вас хороводы» и убеждать, что все будет хорошо, лишь бы вы быстрее перечислили аванс.
А универсальный совет один — при выборе консалтера, как и любого подрядчика, нужно руководствоваться, в первую очередь, здравым смыслам.
Отвечал на вопросы
Алексей Петров, Партнер компании "Лигал Бридж"
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.