Критерии обязательного аудита в 2022 году
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат:
- Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам (в том числе ПАО)
- Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй
- Некоммерческие фонды, если объем целевого финансирования за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превысил 3 млн. руб. (за некоторым исключением)
- Организации с объем доходов более 800 млн. руб. (без НДС) либо с валютой бухгалтерского баланса более 400 млн. руб. за предыдущий отчетный год. Объем доходов определяется по данным декларации по налогу на прибыль за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, и представляет собой сумму доходов от реализации и внереализационных доходов
Ранее норма о проведении обязательного аудита касалась всех акционерных обществ за аудируемый период до 2021 года (включительно), несмотря на:
- Тип акционерного общества
- Размер доходов
- Число акционеров и т.д.
Но с 01.01.2023 за проверяемый 2022 г. большинство непубличных акционерных обществ освобождены от проведения обязательного аудита.
Однако если непубличное акционерное общество (далее — АО) отвечает этим критериям, обязательный аудит проводить всё же необходимо:
- Ценные бумаги АО допущены к организованным торгам
- Акции АО находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования;
- АО является профессиональным участником рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- Кредитные, страховые и микрофинансовые организации, созданных в форме АО;
- Превышение объема налогооблагаемых доходов за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб. и/или валюта бухгалтерского баланса на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб.
Ответсвенность за непроведение обязательного аудита
Административная ответственность за отсутствие аудиторского заключения (ст. 15.11 КоАП):
- Штраф должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб.
- При повторном совершении правонарушения штраф для должностных лиц составит от 10 до 20 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Административная ответственность за непредставление аудиторского заключения в налоговые органы (ст. 19.7 КоАП):
- Для юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
- Для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Непроведение обязательного аудита, как следствие отсутствие аудиторского заключения, выявляют должностные лица налоговых органов.
Административная ответственность (ст. 14.25 КоАП РФ) за неразмещение аудиторского заключения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (федресурс) — от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а за несвоевременное размещение — 5 тыс. руб.
Ответственность за отсутствие аудиторского заключения у ПАО и некоторых АО
ПАО обязано раскрывать путем размещения в сети Интернет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением (п. 69.2, 71.3, 71.4 Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П, ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Аналогичные требования предусмотрены для непубличных АО, осуществляющих публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, либо число акционеров, которых более 50 (п. 69.4 и 69.5 Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П).
Если описанные требования к раскрытию информации АО не соблюдает, то организация может быть привлечена к административной ответственности на основании п. 2 ст. 15.19 КоАП, которая предусматривает:
- Для должностных лиц штраф от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
- Для юридических лиц штраф от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Уточнение по термину дисквалификация
В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ). В первую очередь к таким лицам относится генеральный директор и главный бухгалтер.
Например, суд назначил дисквалификацию главному бухгалтеру, то работодатель может перевести работника на должность ниже уровнем (не дисквалифицированную должность), в противном случае расторгается трудовой договор.
Судебная практика
Имеется судебная практика, подтверждающая привлечение АО к указанной ответственности по причине отсутствия аудиторского заключения: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2016 по делу N А56-30455/2015, Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 16.05.2016 N 4а-417/2016.