Комиссия опубликовала руководство, адресованное европейским операторам, чтобы помочь им выявить, оценить и понять возможные риски обхода санкций, и способы их избежать.
Цель руководства — предоставление общего обзора того, что должны делать операторы ЕС при проведении комплексной проверки, как того требует законодательство ЕС.
Согласно законодательству ЕС, операторы обязаны проявлять должную осмотрительность при торговле с третьими странами, чтобы гарантировать, что их деловые партнеры не обходят санкции ЕС.
Данное руководство является практическим пособием, описывающим последовательные шаги, которые должны применяться операторами ЕС при проведении оценки рисков. Кроме того, для европейских операторов, наиболее подверженных такому риску, в нем изложены рекомендации по осуществлению усиленной комплексной проверки.
В Руководстве приводится список красных флагов обхода, призванных предупреждать операторов ЕС о возможных рисках при вступлении в коммерческие отношения. Если при проведении общей комплексной проверки операторы обнаруживают признаки наличия любого из приведенных ниже показателей, им следует начать усиленную проверку:
- Косвенные операции (например, с использованием посредников, подставных компаний и т. д.), которые не имеют или имеют незначительный экономический смысл
- Сложные корпоративные или трастовые структуры, связанные с дружественными к России странами или сложность которых не оправдана бизнес-профилем клиента. Использование трастовых соглашений или сложных корпоративных структур с участием оффшорных компаний
- Деловой партнер был недавно создан или объединился с юридическим лицом, находящимся под санкциями, или юридическим лицом, связанным с юридическими лицами или лицами, находящимися под санкциями
- Смена собственников корпоративного холдинга для снижения доли владения ниже 50-процентного порога
- Смена конечного бенефициарного владельца незадолго до или после введения санкций
- Перемещение активов, ранее связанных с лицом, находящимся под санкциями, членами семьи или иным образом от его имени
- Многочисленные передачи акций от организаций, попавших под санкции, организациям, не попавшим под санкции, с участием корпораций, зарегистрированных одними и теми же физическими или юридическими лицами (часто с зарегистрированным офисом по одному и тому же физическому адресу)
- Потенциальный контроль над организацией со стороны назначенного лица, несмотря на очевидное прямое владение ниже 50-процентного порога (член Совета директоров, бенефициарный владелец, управляющий директор, другие организации или лица в структуре собственности, связанные с назначенным лицом)
- Генеральный директор/менеджер никогда не доступен для обсуждений, т.е. все общение происходит через обычного сотрудника или представителя, который, по всей видимости, имеет генеральную доверенность (PoA)