Национальный центр экономических преступлений (NCA) Великобритании опубликовал признаки обхода санкций.
Признаки-индикаторы
Для обнаружения замороженных переводов активов
- Изменение бенефициарных владельцев в таких корпоративных структурах, как частные инвестиционные компании и акционерные общества. Например, смена лиц под санкциями на членов их семьи или ассоциированных лиц, не являющимся гражданами России или имеющими двойное гражданство, или на номинальных директоров/акционеров, до или вскоре после вступления санкций в силу.
- Изменение в структуре собственности корпоративного холдинга с целью снижения доли владения до уровня ниже порога в 50% незадолго до или после введения санкций.
- Перемещение активов, ранее связанных с лицами под санкциями, их членами семьи или иным образом от их имени, например, продажа дорогостоящих активов, когда средства затем выводятся за границу через засекреченные юрисдикции.
- Использование трастовых соглашений или сложных корпоративных структур с участием офшорных компаний, когда обстоятельства передачи ставят под сомнение, сохраняет ли первоначальный владелец косвенный контроль или иным образом может сохранить выгоду от переданных активов.
- Передача права собственности останавливается на ранее неизвестных лицах, если экономическое потребление этого лица, демонстрация богатства или финансовый след (например, частные самолеты, большие адреса и парки роскошных автомобилей) не соответствуют их недавно заявленному богатству.
- Несколько изменений бенефициарного права собственности, синхронизированных с новыми санкциями.
- Российские состоятельные лица, которые уже включены в международные санкционные списки, но не входят в список Великобритании, которые ожидают, что они могут стать объектом санкций, переводя активы членам семьи и/или близким партнерам, сотрудникам.
- Изменение адресов и названий российских организаций.
- Холдинговые компании, базирующиеся в офшорных юрисдикциях и/или исторически связанных с юрисдикциями бывшего Советского Союза (за исключением стран Балтии и Украины).
- Изменение UBO с российских граждан на лиц других национальностей, потенциально с именами российского происхождения, но из юрисдикций третьих стран (включая, помимо прочего, страны, которые предлагают схемы гражданства за инвестиции).
Для обнаружения посредников
- Поставщики трастовых и корпоративных услуг (TCSP), предлагающие номинальные и доверительные услуги близким членам семьи или деловым партнерам лиц под санкциями.
- Объединенные счета, в которых банки видят только имя посредника, а не клиента, переводящие средства лицам, связанным с лицом под санкциями согласно публичным данным.
- Использование банков и финансовых организаций, принадлежащих близким партнерам лиц под санкциями.
- Многочисленные передачи акций от организаций, подпадающих под санкции, к организациям, не подпадающим под санкции, с участием корпораций, зарегистрированных одними и теми же лицами и компаниями (часто с зарегистрированным офисом по одному и тому же физическому адресу).
- Информация, указывающая на подозрительные счета-фактуры за консультации по завышенным или явно нерыночным ценам.
- Информация из открытых источников, таких как Регистрационная палата (Companies House), указывающая на участие одних и тех же директоров в нескольких подпадающих под санкции организациях.
- Назначение номинального директора для управления активами компании и сокрытие бенефициарного владения за счет использования номинальных акционеров и договора о доверительном управлении, при этом лицо под санкциями утверждает, что актив компании уже продан другим лицам.
- Использование сложной трастовой структуры для владения предметами роскоши, за которым наблюдает трастовая компания и ее доверенные лица без видимой законной причины.
Для выявления подозрительных платежей
- Холдинговые компании, расположенные в офшорных юрисдикциях и/или исторически связанные с активами в бывшем Советском Союзе.
- Выявление транзакций холдинговых компаний, связанных с лицами под санкциями, со счетами в швейцарских банках и юридическими лицами на Британских Виргинских островах / Кипре.
- Платежи от компаний венчурного капитала и прямых инвестиций, многие из которых расположены в офшорных юрисдикциях, на Ближнем Востоке, в Восточной Азии или других юрисдикциях, которые продолжают поддерживать российское правительство или выражают нейтралитет на международных форумах, таких как ООН.
- Платежи через связь Fintech с российскими инвесторами, включая транзакции клиентов, которые инициируются или отправляются на IP-адреса, которые имеют недоверенный ресурс (non-trusted source) или расположены в России, Беларуси, юрисдикциях с выявленными ФАТФ недостатками или в санкционных юрисдикциях.