За прошедшие шесть лет в нашу компанию не раз обращались клиенты, которые хотели бы начать экспортировать российские товары в Китай, в частности продукты питания (мед, конфеты, молочные продукты, детское питание и т.д.). Экспорт товаров в Китай — дело затратное, трудоемкое и вы должны быть готовы, что реально начать свой бизнес вы сможете минимум через 3-5 месяцев.
Ниже мы расскажем вам пошаговую инструкцию о том, что вам предстоит сделать, если вы хотите прийти на китайский рынок с российским продуктом (инструкция будет составлена на примере экспорта конфет).
Официальное присутствие в Китае.
Законодательство КНР жестко регулирует деятельность иностранных лиц на территории материкового Китая. Для того, чтобы легально начать свой бизнес вам потребуется открыть компанию со 100% иностранным капиталом (например, в Шанхае) и указать в Уставе точный перечень видов вашей деятельности (например, торговая деятельность по купле-продаже продуктов питания (шоколадные изделия) включая экспорт-импорт продуктов питания (шоколадных изделий).
Внимание! Если вы собираетесь экспортировать различные виды продуктов (то есть мед и шоколад плюс молочные изделия), то в Уставе вам необходимо перечислить все эти товары.
Средний срок регистрации торговой компании со 100% иностранным капиталом около 5 месяцев.
Необходимо знать, что при регистрации компании вам необходимо будет предоставить договор аренды сроком не менее 1 года и документы на учредителей компании. Учредителями могут быть как юридические лица, так и физические лица.
Сертификация продукции.
Процесс сертификации продукции включает в себя следующие шаги:
- Подача заявления и начало рассмотрения
- Тестирование представленных образцов
- Инспекция производственных мощностей
- Взятие образцов и их тестирование
- Оценка результатов тестирования и выдача сертификата
- Последующие инспекции
Стоимость оформления сертификации рассчитывается индивидуально исходя из вида вашей деятельности, объема и прочих условий.
При импорте в Китай продуктов питания необходимо в обязательном порядке пройти сертификацию этикетки и получить соответствующий сертификат (Label Verification Certificate for Imported Food). Для оформления данного сертификата требуется представить необходимые документы согласно действующему стандарту (General Standard for the Labeling of Pre-packaged Food — GB7718-2011).
Маркировка.
На упаковках ваших продуктов питания должна присутствовать маркировка, где будут указаны следующие сведения:
- Наименование, характеристики, вес нетто и дата изготовления
- Данные о составляющих или ингредиентах
- Наименование, адрес и контактная информация производителя
- Срок годности
- Код стандарта продукции
- Требования к хранению
- Общепринятые наименования в государственных стандартах для использованных пищевых добавок
- Серийный номер лицензии производителя
- Иные сведения, которые необходимо указать на маркировке в соответствии с законодательством, подзаконными актами или стандартами безопасности продуктов питания.
Ниже вы также можете найти ссылки на государственные регуляторы, которые будут полезны
- Управление КНР по сертификации и аккредитаци (Certification and Accreditation Administration of the PRC (CNCA) / 中国国家认证认可监督管理委员会- http://www.cnca.gov.cn/)
- Китайский сертификационный центр качества (China Quality Certification Centre — CQC/ 中国质量认证中心—http://www.cqc.com.cn)
- CTD — таможенные тарифы и налогообложение — http://www.chinatradedata.com/?gclid=CJnf0YzWt64CFXG-tgodEyucow
Для старта экспорта товаров в Китай и понимания логистических и таможенных расходов необходимо смоделировать пример планируемой поставки. Это связано как с тем, что многие детали можно понять только исходя из конкретной информации (например, в таможенную стоимость для целей НДС включаются также и транспортные расходы), так и с тем, что китайские таможенные брокеры не работают в режиме консультаций, а рассчитывают конкретные запросы. Это в свою очередь приводит к обычной проблеме: клиент еще только планирует экспорт, а брокер уже требует конкретный контейнер. Здесь ничего не изменить, и клиенту придется смоделировать поставку, как если бы он уже «завтра» готов был к поставке. Клиенту приходится понимать, что китайские логистические компании (они же таможенные брокеры) не заинтересованы потратить даже небольшое время на привлечение нового клиента, проконсультировав его.
Примерный список необходимых данных на моделируемую поставку: Описание на русском языке, КОД ТН ВЭД, модель, фирма-производитель, товарный знак, страна изготовитель, количество, мест, вес брутто, вес нетто, цена CNY. При необходимости, мы можем выслать пример запроса (анкету) на расчёт.