<h2>
Требования, предъявляемые к контролируемым иностранным компаниям, последствия несоблюдения закона, действия резидентов РФ в связи с принятием данного документа</h2>
<h2>
Общие положения</h2>
<p>
Законом о деофшоризации признается Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 376-ФЗ (далее — Закон), которым вносятся поправки в первую и вторую часть Налогового Кодекса в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.</p>
<p>
Закон вступил в силу с 01.01.2015 г. и предусматривает переходный период до 01.01.2017 г., в течение которого действуют некоторые послабления.</p>
<p>
Принятие данного документа является способом налогового контроля за компаниями, которые не являются налоговыми резидентами РФ, однако фактически контролируются налогоплательщиками РФ. На прибыль иностранных компаний, в том числе не осуществляющих выплату дивидендов, вводится налог: НДФЛ для физических лиц и налог на прибыль для юридических лиц.</p>
<h2>
Контролируемая иностранная компания</h2>
<p>
<strong>Контролируемой иностранной компанией признается (п. 1, 2 ст. 25.13 НК</strong>):</p>
<ol>
<li>
иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:
<ul>
<li>
организация не признается налоговым резидентом РФ;</li>
<li>
контролирующими лицами являются организации и физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Относительно налогового резидентства физического лица уточнений не было при принятии данного Закона. В связи с этим, по нашему мнению, можно опираться на способ определения налогового резидентства для исчислении НДФЛ (183 дня в РФ — резидент, менее 183 дня в РФ — не резидент). Однако если международным договором, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров.</li>
</ul>
</li>
<li>
иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентамиРФ.</li>
</ol>
<h2>
Контролирующее лицо</h2>
<p>
<strong>Физическое либо юридическое лицо признается контролирующим, если доля его участия (п. 3 ст. 25.13 НК):</strong></p>
<ol>
<li>
более 50% на 2015 год (более 25 % с 2016 года);</li>
<li>
более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации более 50 % (пункт действует с 2016 года).</li>
</ol>
<p>
Также лицо может быть признано контролирующим, если оно не отвечает перечисленным признакам, но осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. При этом осуществление контроля признается оказание или возможность оказывать определяющие влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения полученной прибыли после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в ней.</p>
<h3>
Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных организациях. Порядок и сроки представления.</h3>
<p>
<strong>Налоговые уведомления обязаны предоставить (п. 1 ст. 25.14 НК):</strong></p>
<ol>
<li>
участники иностранных организаций (доля прямого или косвенного участия превышает 10%),</li>
<li>
учредители иностранных структур без образования юридического лица.</li>
</ol>
<p>
Уведомление об участии и уведомление о контролируемых иностранных компаний представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту жительства по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).</p>
<p>
Уведомление <strong>о контролируемой иностранной компании </strong>представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК).</p>
<p>
Уведомление <strong>об участии </strong>предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации. Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК). <em>Законом от 06.04.2015 N 85-ФЗ изменен срок подачи уведомлений об участии в иностранных организациях. Уведомление о доли участия в иностранных организациях представляется не позднее 15 июня 2015 г.</em></p>
<p>
Формы указанных уведомлений, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.</p>
<p>
Законом предусмотрено <strong>право не предоставлять повторное уведомление</strong>, если после представления <strong>уведомления об участии</strong> основания для его представления не изменились.</p>
<p>
Налогоплательщик вправе представить <strong>уточненные уведомления.</strong></p>
<p>
При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.</p>
<p>
В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой контролируемой иностранной компании/иностранной компании, сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.</p>
<p>
<strong>После прекращения участия </strong>в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.</p>
<p>
Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, можно сделать вывод, что налогоплательщикам следует на регулярной основе вести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил, изложенных в главе 3.4 НК.</p>
<h2>
Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании</h2>
<p>
Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль контролируемой иностранной компании рассчитывается в соответствии со ст. 309.1 НК, в которой раскрываются особенности формирования прибыли контролируемой иностранной компании (п. 1 ст. 25.15 НК).</p>
<p>
Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании (п. 3 ст. 25.15 НК).</p>
<p>
Определение налоговой базы по налогу на прибыль иностранной компании по новым правилам необходимо впервые осуществить за 2015 г. Декларация с налоговой базой, сформированной по новым правилам, будет подаваться в 2016 году.</p>
<p>
Следует обратить внимание, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается по соответствующему налогу, только в том случае, если ее величина составила (п. 7 ст. 25.15 НК):</p>
<ol>
<li>
в 2015 году более 50 млн. руб.;</li>
<li>
в 2016 году более 30 млн. руб.;</li>
<li>
в 2017 году более 10 млн. руб.</li>
</ol>
<p>
<strong>Определение суммы прибыли осуществляется (ст. 309.1 НК):</strong></p>
<p>
1. либо с учетом особенностей налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, если:</p>
<p style="margin-left:21.3pt;">
a) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения<br />
<br />
или</p>
<p style="margin-left:21.3pt;">
b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется Соглашение об избежание двойного налогообложения (СоИДН) за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ;</p>
<p>
2. либо в соответствии с правилами главы 25 НК РФ, если:</p>
<p style="margin-left:21.3pt;">
a) отчетность контролируемой иностранной компании <strong>не подлежит </strong>обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и</p>
<p style="margin-left:21.3pt;">
b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым <strong>не заключен </strong>СоИДН.</p>
<p>
При определении прибыли контролируемой иностранной компании, учитываются доходы (пп. 4, 5 ст. 309.1 НК):</p>
<ul>
<li>
от пассивной деятельности (дивиденды, доходы от пользования прав интеллектуальной собственности, проценты, доходы от сдачи/реализации недвижимого имущества и т. п.),</li>
<li>
от активной деятельности, т.е. доходов от основного вида деятельности.</li>
</ul>
<p>
На основании абз. 2 п. 1 ст. 25.15 НК прибыль может быть уменьшена на сумму выплаченных дивидендов из этой прибыли (с особенностями).</p>
<p>
Ставка налога на прибыль контролируемой иностранной компании составит 13% для физического, 20% — для юридического лица (п. 1 ст. 224, п. 1.6 ст. 284 НК).</p>
<p>
Законом предусмотрена возможность переноса убытка на будущие периоды без ограничения по срокам, при условии предоставления контролирующим лицом уведомления о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток (п. 7 ст. 309.1 НК).</p>
<p>
Также установлено право зачесть налог, уплаченный в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) РФ в отношении прибыли контролируемой иностранной компании.</p>
<p>
<strong>С 2018 года за неуплату/неполную уплату</strong>, контролирующим лицом, налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (ст. 129.5 НК).</p>
<p>
Также за 2015 — 2017 года за указанное правонарушение не наступает и уголовная ответственность, при условии, что ущерб, от преступления, возмещен в полном объеме.</p>
<h2>
<a name="1"></a>Основания для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.</h2>
<p>
Законом предусмотрены условия, при которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (достаточно выполнения одного) (п. 7 ст. 25.13 НК):</p>
<ol>
<li>
Компания является некоммерческой организацией и не распределяет полученную прибыль (доход);</li>
<li>
Компания образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза;</li>
<li>
Компания:
<ul>
<li>
имеет постоянное местонахождение в государстве обеспечивающим обмен информацией для целей налогообложения с РФ и</li>
<li>
эффективная ставка налога (ЭСН) на доходы контролируемой иностранной компании составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль контролируемой иностранной компании.</li>
</ul>
</li>
<li>
Компания:
<ul>
<li>
имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен СоИДН,</li>
<li>
обеспечивающая обмен информацией для целей налогообложения с РФ и</li>
<li>
доля пассивных доходов иностранной компании составляет не более 20 %;</li>
</ul>
</li>
<li>
Компания является иностранной структурой без образования юридического лица;</li>
<li>
Компания является банком или страховой организацией, и ее постоянное местонахождения является государство обменивающиеся информацией с РФ по вопросам налогообложения; и другие.</li>
</ol>
<h2>
Самостоятельное признание иностранной компании налоговым резидентом РФ</h2>
<p>
Вводит понятие налогового резидента РФ. Согласно п. 1 ст. 246.2 НК существует два основания, когда иностранная организация признается налоговым резидентом РФ:</p>
<ol>
<li>
она признается таковой в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;</li>
<li>
если местом ее фактического управления является РФ (если иное не предусмотрено международным договором).</li>
</ol>
<p>
Местом фактического управления иностранной организацией признается РФ при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (п. 2 ст. 246.2 НК):</p>
<ul>
<li>
большинство заседаний совета директоров проводится в РФ;</li>
<li>
исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в отношении организации из РФ;</li>
<li>
главные (руководящие) должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в отношении этой организации в РФ.</li>
</ul>
<p>
В случаях когда, коммерческая деятельность иностранной компании осуществляется с использованием собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) постоянного ее местонахождения, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, свидетельствует о том, что фактическое управление такой компании осуществляется за пределами РФ (п. 4 ст. 246.2 НК). При этом данная организация обязана представить документальное подтверждение выполнения указанных условий. Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то она не признается контролируемой иностранной компанией.</p>
<h2>
Таблица основных штрафов</h2>
<p>
Приводим итоговую таблицу по штрафным санкциям в случае несоблюдения контролирующим лицом (физические и юридические лица) Закона о деофшоризации.</p>
<div>
<div id="ftn1">
<table>
<tbody>
<tr>
<td style="text-align: center;">
<strong>Номер статьи</strong></td>
<td style="text-align: center;">
<strong>Описание</strong></td>
<td style="text-align: center;">
<strong>Размер штрафа</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>
П.1.1 ст. 126 НК РФ</td>
<td>
Непредставление налоговому органу декларации контролирующего лица, финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.</td>
<td>
100 000 рублей</td>
</tr>
<tr>
<td>
Ст. 129.5 НК РФ</td>
<td>
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.</td>
<td>
20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 рублей</td>
</tr>
<tr>
<td>
П. 1 ст. 129.6 НК РФ</td>
<td>
Неправомерное непредставление уведомления о контролируемой иностранной организации / содержащего недостоверные сведения</td>
<td>
100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения</td>
</tr>
<tr>
<td>
П. 2 ст. 129.6 НК РФ</td>
<td>
Неправомерное непредставление уведомления об участии/ содержащего недостоверные сведения</td>
<td>
50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения</td>
</tr>
</tbody>
</table>
</div>
</div>
<h2>
Официальные методы, позволяющие налогоплательщику избежать необходимость соблюдения Закона о деофшоризации</h2>
<p>
По нашему мнению, положения рассматриваемого Закона в большей степени направлено на деофшоризацию крупных и холдинговых компаний и лиц их контролируемых, а не на иностранные компании, сдающие нулевой баланс или имеющие незначительную прибыль.</p>
<p>
Чтобы избежать контролирующими лицами необходимости соблюдения Закона о деофшоризации, можно снизить долю их участия резидента РФ в иностранной компании до 9% (при условии, что иные участники, не являются налоговыми резидентами РФ). Такая возможность существует из-за наличия в законодательстве ограничений в части доли участия в уставном капитале иностранной компании.</p>
<p>
Либо осуществить ликвидацию компании, если компания создана «на всякий случай» или не используется в силу каких-то обстоятельств. При ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции контролирующее лицо полностью освобождается от налогов на имущество (за исключением денежных средств), которое поступает в Россию в результате ликвидации иностранной компании. Причем право на ликвидацию без рисков сохраняется до 2017 г., поскольку согласно нормам Закона иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2017 г.</p>
<p>
Еще одним вариантом, позволяющим избежать соблюдение Закона о деофшоризации, является уход иностранной компании от российского резидентства, например, путем перевода органа управления из РФ на территорию иностранного государства и пр.</p>
<p>
Тем не менее, остается открытым вопрос каким образом налоговые органы получат от внешних источников информацию о наличии контролируемой иностранной компании у контролирующего лица, если последний не проводит банковские операции между личными счетами в РФ и иностранными счетами, по которым проходил доход, получаемый от прочих иностранных компаний, и, если он не сообщал об открытых счетах заграницей. Причем следует учитывать тот факт, что на практике в большинстве случаев процесс обмена информацией между компетентными органами иностранных государств и налоговыми органами РФ не отработан.</p>
<h3>
Информация по теме:</h3>
<ul>
<li>
<a href="https://www.l-b.ru/services/kik_and_foreign_accounts/kik" style="color: rgb(0, 144, 210);">Подача уведомления об участии в иностранных организациях (КИК), консультации</a></li>
<li>
<a href="/services/natural_persons/tax/amnistiya">Подача добровольной декларации в связи с законом об амнистии капиталов, консультации</a></li>
<li>
<a href="/services/registration_in_europe/companies/liechtenstein_fond">Юрисдикция, не попадающая под «закон о КИК»</a></li>
<li>
<a href="/presscenter/news/3055">Обзор закона об амнистии капиталов физических лиц</a></li>
<li>
<a href="javascript:void(0)/*428*/">Трактовки норм законодательства о КИК и налоговой амнистии на примере декларирования иностранного инвестиционного счета. Прогнозы по применению норм.</a> <a href="/presscenter/news/3056"><span _fck_bookmark="1" style="display: none;"> </span></a></li>
</ul>
Оставьте заявку нашему специалисту
Мы понимаем, что в налоговом планировании не существует универсальных решений. Каждый случай требует индивидуального подхода. Пожалуйста, свяжитесь с нашим консультантом и Вы получите предварительную консультацию.